Аристотель

Всякая вещь состоит из материи, но материя вещи, в свою очередь, может иметь свою материю. Так серебро - материя чаши, но само серебро также есть составная сущность - сделанная "из другого". Продолжая этот процесс мы дойдем до первоматерии, о которой уже нельзя сказать, что она сделана "из другого". Первоматерия является непреходящей субстанцией - субстратом всякого изменения.

 

Как субстрат всякого изменения сама первоматерия не должна обладать никакими качествами, но в то же время, не может существовать не будучи им причастна. Первая материя существует не отдельно от качественно определенных элементов, но только в них и только через них.

 

Отбирая самые первые, элементарные качества Аристотель стремится избежать редукционизма, т.е. сведения одних качеств к другим. В результате выделяются четыре "базовых" качества, образующие две пары противоположностей: теплое - холодное (активная пара) и сухое - влажное (пассивная пара).

 

Все остальные свойства (качества) могут быть сведены к этим четырем (или к их комбинациям). Эти первокачества могут образовывать 4 сочетания (кроме противоположностей).

 

теплое

огонь воздух
сухое───────┼────────влажное
земля вода

холодное

 

Материей (субстратом) всех элементов является одна и та же первоматерия, которая сама по себе лишена свойств и отдельно от элементов не существует. Формой элементов являются сочетания соответствующих свойств: так форма огня - сочетание теплого и сухого, воды - влажного и холодного и т.д. Два элементообразующих свойства составляют сущность всякого элемента. Устранение одного из них ведет к уничтожению элемента. Но устранение свойства означает возникновение противоположного свойства, т.е. переход к иному сочетанию свойств. Следовательно: уничтожение одного элемента есть возникновение другого. Процесс возникновения и уничтожения идет по кругу, поскольку один элемент меняется легче, чем оба. При этом (в отличие от учений фисиологов) все элементы равноправны, т.е. нет одного "главного" элемента.

 

Аристотель радикально меняет представление о соотношении чувственного восприятия (качества) и геометрических конструкций (количества) в структуре бытия и познания. Платон (в Тимее) подчеркивал, что познание физических явлений есть лишь "правдоподобный миф" и что только математика способна представить истинную картину бытия. Аристотель переворачивает это отношение, гносеологизируя математическое знание, которое у Платона имело онтологическое значение.