Генезис и кинезис

Нередукционистский подход

Сам Аристотель стремится избежать сведения качества к количеству. В отличие от Демокрита и Платона (и от классической науки), Аристотель утверждает, что "наиболее существенные различия между телами" - это различия в качествах и в их действиях, а не в геометрических фигурах и в пространственных положениях.

 

Для Аристотеля статус математических (количественных) характеристик и чувственных (физических) качеств, совершенно различен. Если в логическом отношении ("по определению") математические характеристики стоят выше, чем физические, то в отношении онтологическом ("по бытию") физические качества обладают безусловным приоритетом. Иными словами, у Аристотеля качество сближается с сущностью и даже получает некоторые бытийные (субстанциальные) характеристики, в то время как количество, напротив, отдаляются от сущности, "деонтологизируются".

 

Уже говорилось, что разница между сущностью и качеством выражается, прежде всего, в различии сущностных и качественных изменений. Сущностное изменение (Аристотель называет его генезис) это возникновение или уничтожение предмета. Качественное изменение (кинезис) не затрагивает бытие предмета.

 

Аристотель строит свою концепцию генезиса, отталкиваясь от критического анализа предшествующих концепций:

 

Анаксагор признает бесконечное множество начал (гомеомерий), поэтому он не в состоянии отличить возникновение (генезис) от изменения (кинезиса).

 

ДляДемокрита: возникновение = соединение атомов, уничтожение = разъединение атомов, изменение = перемена в атомном составе. Это уже лучше, но: соединение и разделение не могут однозначно определить возникновение и уничтожение, ибо разделение всегда есть, и возникновение тоже, а соединение - уничтожение. Поэтому изменения подобного рода бесконечны.

 

Всюду и везде возникновение какой-либо вещи есть уничтожение другой, хотя обыденный язык (как и Демокрит) предпочитает этого не замечать: человек умер - труп возник. Такая несимметричность языка фиксирует некий иерархизм восходящий к мифологической традиции: (в ХХ веке на асимметричность подобного рода обращает внимание Деррида, он называет такую асимметричность "центрацией" и предлагает свой метод "деконструкции" как специальное средство ее устранения).

 

Платон с его редукционистской концепцией также не удовлетворяет Аристотеля: невозможно из операций с математическими объектами образовать физический объект. Платон сам невольно признает неправомерность такой подстановки, когда говорит, что его тетраэдр огня "колет и режет". Вообще, качественный объект не может быть образован из лишенных качеств микрообъектов (атомы Демокрита) или из столь же бескачественных геометрических фигур типа платоновых "фундаментальных треугольников". Если же микроэлементы качественно определены, то мы попадаем в положение Анаксагора, для которого нет разницы между возникновением и изменением.