Лекция 3. Проблема ценностных ориентаций в образовании.

Концепция модернизации российского образования провозгласила воспитание первостепенным приоритетом педагогической деятельности, а важнейшими задачами воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, способности к успешной социализации в обществе. Модернизация общеобразовательной школы как базового звена образования предполагает направленность образования на развитие личности учащегося, а не только на усвоение суммы знаний.

На современном этапе развития образования в России, остро стоит проблема оценки качества образования. Но не меньший интерес вызывает и оценка качества воспитания подрастающего поколения, а в частности формирование их ценностных ориентаций.

Прежде, чем говорить об оценке качества воспитания ценностных ориентаций, необходимо остановиться на основных понятиях.

Качество воспитания - интегральная характеристика системы воспитания, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества воспитания - определение степени соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мониторинг – это регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Образование должно выполнять аксиологическую функцию в обществе, приобщая ребенка к общечеловеческим ценностям. Будущее за образованием, творящим смысловую картину мира и помогающим принимать жизненные решения в неопределенных ситуациях. Задача образования состоит в расширении возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития. Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред.

Структура эталонных требований к личности (Э.С. Чугунова):

1. Эталонные требования к ученику: с позиции представителей того же статуса, т.е. учащихся; с позиции учителей, а такие с позиции самооценки.

2. Эталонные требования к учителю: с позиции вышестоящих руководителей, т.е. администрации школы, с позиции коллег-учителей и с позиции учащихся.

3. Эталонные требования к директору школы: с позиции вышестоящих руководителей, учителей и с позиции учащихся.

Перцептивная культура специалиста образования зависит от определённых условий:

1. Индивидуально–личностным условием формирования перцептивной культуры педагогов, психологов, по нашему мнению, можно считать наличие у них системы профессионально-важных качеств – личностной компетентности, зрелой внутренней позиции.

2. Социально-психологическим условием может стать целенаправленная работа администрации и психологической службы по повышению социальной компетентности всех членов коллектива, созданию гармоничных межличностных и субъектных отношений. Социокультурным условием может выступать организационная культура образовательного учреждения, транслирующего профессиональный опыт (профессиональную культуру) при подготовке выпускника.

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса процесса уступает гумманистической направленности в его управлении. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации управления школой, заключающаяся в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представление о целостности, о возможности выделения ее отдельных частей, или компонентов, что и является ее первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий признак системы заключается в ее интегративности. Каждый компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, не сводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы - о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, и во втором - школа подчиняет среду для достижения своих целей.