В-четвертых, мышление проявляется через следующие способы.
Содержание мышления многообразно.
Лекция Мышление и его роль в компенсации слепоты
Роль мышления в компенчации слепоты
Мышление – сложный познавательный процесс, высшая форма познавательной деятельности, оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление не является самостоятельным психическим процессом, оно присутствует во всех психических процессах: воображении, восприятии, внимании, памяти, речи и т.д.
Мышление человека отличается от мышления животных тем, что у человека есть речь и он может мыслить не только образами, что дает возможность познавать обобщенно и опосредованно.
Материальной основой мышления человека является внутренняя речь.
Мышление практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что ему необходимо сделать. От осознанной проблемы человек переходит к принятию решения.
Мышление отличается от восприятия тем, что выходит за пределы чувственного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются теоретические и практические выводы.
Мышление не только отражает предметы и явления окружающей действительности, но устанавливает связи между ними и их свойства на основании умозаключения.
Во-первых, оно проявляется через его операции:
1. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
2. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
3. Синтез– мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому;
4. Абстракция– мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных;
5. Конкретизация предполагает собой применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям.
6. Обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы:
1. Понятия – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
2. Суждения– это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.
3. Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное и по аналогии.
В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его вида:
Виды мышления | |||
теоретические | Практические | ||
Понятийное - когда человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Это абстрактное мышление или словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль. | Образное - когда для решения задачи человек использует не понятия, суждения или умозаключения, а образы, они либо непосредственно извлекаются из долговременной памяти, либо творчески воссоздаются воображением. | Наглядно-образное – состоит в том, что мыслительный процесс связан с непосредственным восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Здесь образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Когда человек наблюдает за предметами и явлениями, но непосредственно их не касается. | Наглядно-действенное (конкретное) - представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Результатом является создание конкретного реального продута. |
Развитие теоретического мышления невозможно без опоры на наглядно-действенное, а затем и на наглядно-образное мышление Взаимосвязь образного и теоретического мышления особенно отчетливо проявляется в случаях затруднений при решении какой-либо теоретической задачи (например при решении задач на движение в начальной школе обязательно рисуются схемы).
Индукция— это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу (логический вывод в процессе мышления от частного к общему);
Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).
Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.
Качества мышления:
Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мышления выражается в свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки (то свойство, что свойственно россиянам).
Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение (качество необходимое военным, спасателям, работникам милиции, водителям).
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы (то качество, которого часто нам всем не хватает, когда мы не хотим сделать выводы о том, что предъявляя претензии например президенту о его плохой работе забываем, что мы в своей семье не можем навести порядок, а масштаб страны значительно больший).
К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
Особенности мышления:
опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.