Объект и предмет менеджмента

21.02.2012

История менеджмента

4 концепции менеджмента:

1. Классическая(организация труда подчиненных). Состоит из трех компонентов: Теория административного управления(основатель Файоль), Научная организация труда(Тейлор), Организация управленческой деятельности, теория бюрократии (Макс Вебер).

2. Теория человеческих отношений(социальная теория). Основатель Элтон Мейо, Фриц Ротлисбергер. Хорошее отношение к работнику повышает производительность труда. Максимум можно добиться 25-30% роста. Используется на небольших предприятиях семейного типа(около 10 человек), где работают члены семьи(родственники). Распределение работы происходит по ролям. Форма контроля – взаимоконтроль.

3. Поведенческая концепция(бихевиоризм). Сама работа дается работнику в виде «Меню»: дают человеку приказ о положениях, согласно которому з/п зависит от проделанной работы. Основана на организационном поведении работника. Основатель Герберт Сайман.(разработал еще теорию принятия управленческих решений).

4. Прагматическая концепция. Менеджеру необходимо использовать элементы всех концепций на его выбор для того, чтобы достичь роста производительности труда. Основатель – Питер Друкер

 

Тема: Организация и ее система управления (14.02.2012)

Организация имеет 5 основных характеристик(свойств/признаков):

1. коллектив людей

2. общая цель

3. должен быть руководитель

4. должна быть взаимосвязанная деятельность

5. наличие ресурсов

Типы организаций: бизнес(прибыльные и бесприбыльные), общественные.

К менеджменту относятся: менеджеры, специалисты(работают у менеджера в подчинении и выполняют работу для этого менеджера), технические исполнители(младшие служащие). В аппарате управления около 30% руководителей и 10% исполнителей, остальные специалисты.

Менеджеры организуют деятельность подчиненных. Менеджер – это организатор. Организовать – упорядочить. Упорядочить – придать деятельности порядок. Порядок – это грамотное разделение труда. Определить правила работы(кто что и как делает) – основа порядка. Все это – СТРУКТУРА организации. Структура – это главный порядок в организации. Структура – это должности и их взаимосвязи. Без структуры не будет работы.

Цель указывает на направление деятельности и темп развития. Цель позволяет управлять изменениями в организации.

Персонал – люди, которые создают эконмический результат. Прибыль приносят менеджеры и рабочие.

Внешняя среда организации – это все, что окружает предприятие: внешняя среда прямого воздействия(это те организации, которые связаны с данной) – покупатели; поставщики сырья, материалов, оборудования; обслуживающие организации(поставщики электроэнергии, тепла и так далее); банковские организации; консультационные фирмы. Внешняя среда косвенного воздействия: конкуренты, общая среда государства(политическая, экономическая, социально-демографическая, научно-техническая), наука. Меняет организацию менеджмент.

Изменения бывают двух видов: рациональные и нерациональные. Необходимо меняться в соответствии с изменениями внешней среды.

 

Тема: Методология менеджмента

Методология– знание методов. Методы есть в любой деятельности.

Методы воздействия на подчиненных:

1. Административные методы воздействия: задания, приказы, распоряжения, выговоры, замечания

2. Экономические методы воздействия: премия, бонусы, штрафы

3. Морально-психологические(социально-психологические): убеждения, мотивация, пример, лидерство

Методы принятия управленческих решений;

Методы коммуникаций с подчиненными: устно, письменно. В каждом отдельно блоке работы менеджера есть свои методы.

Менеджер должен знать большой арсенал методов его работ(на западе называют «репертуар» менеджера).

 

Менеджер управляет процессами(объект). Современный подход к менеджменту называется «процессный» подход.