Основные формы мышления

Основные мыслительные операции

Ими являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация. С помощью этих операций осуществляется процесс мышления у человека.

Анализ – расчленение объекта или явления на составные части с целью изучения.

Синтез – объединение разрозненных частей объекта или явления в единое целое на основании установленных связей.

Анализ и синтез - основные операции мышления. Остальные являются по отношению к ним производными:

Сравнение – установление сходства или различия или тождества между объектами или явлениями. Сравнение может протекать:

а) на основе восприятия (спор кто из детей выше можно решить, поставив их рядом и посмотрев);

б) на основе представлений (детям в старшей группе детского сада предлагается сравнить зайчика и кролика);

в) на уровне понятий (людям зрелого возраста предлагается сравнить понятия «мужество» и «смелость»).

Сравнение обязательно должно проходить по какому-либо одному существенному основанию (пример неправильно проведенного сравнения по разным основаниям: «люди бывают грамотные, безграмотные, голубоглазые и черноволосые»).

Обобщение – выделение общих черт в группе однородных предметов или явлений (цветы, грибы).

Абстрагирование – отвлечение от предмета или явления какого-либо из его признаков и проведение различных операций с этим признаком отдельно от предмета (белый день, белый платок, белое платье, белый цветок – белизна, также абстрактны понятия типа «скорость», «яркость» и др.). операция абстрагирования является очень сложной и в развитом виде формируется в онтогенезе ближе ко взрослому возрасту. Но в случае, если знакомить ребенка с абстрактными понятиями, близкими его опыту, то можно ускорить ее формирование.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию и обобщению. Эта операция представляет собой конечный результат познания и выполняя ее, человек сочетает общие свойства, выделенные путем абстрагирования, с единичным объектом, т.е. применяет общие положения к конкретным случаям.

Результатом конкретизации в наглядно-действенном мышлении является изменение объекта, в наглядно-образном – наглядно-образные представления, в словесно-логическом – понятие, суждение, умозаключение.

 

Выделяют три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль о существенных связях и отношениях предмета или явления.

Понятие нужно отличать от представления:

 

понятие представление
Мысль и может быть не облечена в наглядную форму Образ (зрительный, слуховой, осязательный и т.д.)
Отражает существенные признаки предмета или явления Отражает второстепенные признаки предмета или явления
Отражает объективные признаки предмета или явления Субъективные признаки
Отражает необходимые признаки Случайные признаки
Отсутствие наглядности для понимания Может присутствовать наглядность

 

Понятия всегда выражаются в словах, но понятие и слово – не одно и то же. Иногда одно слово может обозначать разные объекты (ручка, коса, ключ и т.п.).

Понятия различаются по содержанию и объему (василек – полевой цветок – цветок – растение – живой организм – материя).

Понятиям можно дать определение. Понятие определяется через родо-видовое отличие («Психология – это наука о душе, изучающая факты, механизмы и закономерности функционирования психики»).

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Это связь между понятиями. Аристотель говорил: «Суждение – это утверждение или отрицание чего-нибудь о чем-нибудь». Суждения выражаются в грамматических предложениях, но не всякое грамматическое предложение является суждением. В суждении всегда три элемента: логическое подлежащее, логическое сказуемое и логическая связка. Пример: железо (подл.) – есть (связка) металл (сказ.).

В суждениях сказуемым является то, что служит ответом на поставленный вопрос. Суждения различают по количеству и качеству.

По количеству существуют:

1. единичные суждения (речь идет об одном объекте: «Яблоко упало на землю»)

2. общие суждения (речь идет обо всем без исключения классе объектов: «Все тела падают на землю»)

3. частные суждения (речь идет не обо всем классе объектов, а о его части: «Некоторые студенты старательны»).

По качеству суждения делятся на:

1. отрицательные

2. утвердительные

По степени уверенности:

1. суждения возможности (гипотетические)

2. суждения фактические (утверждающие существующий факт)

3. суждения необходимости (имеется в виду закономерность, необходимость: «Историю нельзя повернуть вспять»)

Умозаключение – это вывод нового суждения из других суждений.

Виды умозаключений:

Индуктивные – способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основе изучения отдельных фактов.

Дедуктивные – способ рассуждения от общего суждения к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих законов и правил.

По аналогии – от одного частного случая к другому частному случаю (часто встречаются у детей: поливают котенка водой чтобы рос).

 

Индивидуальные особенности мышления (качества ума):

Это результат развития ума в процессе жизни, познания действительности, в процессе обучения, воспитания, самовоспитания, которые становятся свойствами личности.

Самостоятельность – умение увидеть, поставить новый вопрос, проблему (Ньютон увидел проблему в том, на что другие не обращали внимания – падающее яблоко).

Гибкость – умение изменять ранее намеченный путь, приспосабливаться к изменениям.

Быстрота ума – умение применять правильное решение в короткий срок, в экстремальных условиях.

Широта ума – охват в познавательной деятельности разных ее областей, широкий кругозор, основой которых являются всесторонние и глубокие знания.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

и т.д.