Основные формы мышления
Основные мыслительные операции
Ими являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация. С помощью этих операций осуществляется процесс мышления у человека.
Анализ – расчленение объекта или явления на составные части с целью изучения.
Синтез – объединение разрозненных частей объекта или явления в единое целое на основании установленных связей.
Анализ и синтез - основные операции мышления. Остальные являются по отношению к ним производными:
Сравнение – установление сходства или различия или тождества между объектами или явлениями. Сравнение может протекать:
а) на основе восприятия (спор кто из детей выше можно решить, поставив их рядом и посмотрев);
б) на основе представлений (детям в старшей группе детского сада предлагается сравнить зайчика и кролика);
в) на уровне понятий (людям зрелого возраста предлагается сравнить понятия «мужество» и «смелость»).
Сравнение обязательно должно проходить по какому-либо одному существенному основанию (пример неправильно проведенного сравнения по разным основаниям: «люди бывают грамотные, безграмотные, голубоглазые и черноволосые»).
Обобщение – выделение общих черт в группе однородных предметов или явлений (цветы, грибы).
Абстрагирование – отвлечение от предмета или явления какого-либо из его признаков и проведение различных операций с этим признаком отдельно от предмета (белый день, белый платок, белое платье, белый цветок – белизна, также абстрактны понятия типа «скорость», «яркость» и др.). операция абстрагирования является очень сложной и в развитом виде формируется в онтогенезе ближе ко взрослому возрасту. Но в случае, если знакомить ребенка с абстрактными понятиями, близкими его опыту, то можно ускорить ее формирование.
Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию и обобщению. Эта операция представляет собой конечный результат познания и выполняя ее, человек сочетает общие свойства, выделенные путем абстрагирования, с единичным объектом, т.е. применяет общие положения к конкретным случаям.
Результатом конкретизации в наглядно-действенном мышлении является изменение объекта, в наглядно-образном – наглядно-образные представления, в словесно-логическом – понятие, суждение, умозаключение.
Выделяют три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это мысль о существенных связях и отношениях предмета или явления.
Понятие нужно отличать от представления:
понятие | представление |
Мысль и может быть не облечена в наглядную форму | Образ (зрительный, слуховой, осязательный и т.д.) |
Отражает существенные признаки предмета или явления | Отражает второстепенные признаки предмета или явления |
Отражает объективные признаки предмета или явления | Субъективные признаки |
Отражает необходимые признаки | Случайные признаки |
Отсутствие наглядности для понимания | Может присутствовать наглядность |
Понятия всегда выражаются в словах, но понятие и слово – не одно и то же. Иногда одно слово может обозначать разные объекты (ручка, коса, ключ и т.п.).
Понятия различаются по содержанию и объему (василек – полевой цветок – цветок – растение – живой организм – материя).
Понятиям можно дать определение. Понятие определяется через родо-видовое отличие («Психология – это наука о душе, изучающая факты, механизмы и закономерности функционирования психики»).
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Это связь между понятиями. Аристотель говорил: «Суждение – это утверждение или отрицание чего-нибудь о чем-нибудь». Суждения выражаются в грамматических предложениях, но не всякое грамматическое предложение является суждением. В суждении всегда три элемента: логическое подлежащее, логическое сказуемое и логическая связка. Пример: железо (подл.) – есть (связка) металл (сказ.).
В суждениях сказуемым является то, что служит ответом на поставленный вопрос. Суждения различают по количеству и качеству.
По количеству существуют:
1. единичные суждения (речь идет об одном объекте: «Яблоко упало на землю»)
2. общие суждения (речь идет обо всем без исключения классе объектов: «Все тела падают на землю»)
3. частные суждения (речь идет не обо всем классе объектов, а о его части: «Некоторые студенты старательны»).
По качеству суждения делятся на:
1. отрицательные
2. утвердительные
По степени уверенности:
1. суждения возможности (гипотетические)
2. суждения фактические (утверждающие существующий факт)
3. суждения необходимости (имеется в виду закономерность, необходимость: «Историю нельзя повернуть вспять»)
Умозаключение – это вывод нового суждения из других суждений.
Виды умозаключений:
Индуктивные – способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основе изучения отдельных фактов.
Дедуктивные – способ рассуждения от общего суждения к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих законов и правил.
По аналогии – от одного частного случая к другому частному случаю (часто встречаются у детей: поливают котенка водой чтобы рос).
Индивидуальные особенности мышления (качества ума):
Это результат развития ума в процессе жизни, познания действительности, в процессе обучения, воспитания, самовоспитания, которые становятся свойствами личности.
Самостоятельность – умение увидеть, поставить новый вопрос, проблему (Ньютон увидел проблему в том, на что другие не обращали внимания – падающее яблоко).
Гибкость – умение изменять ранее намеченный путь, приспосабливаться к изменениям.
Быстрота ума – умение применять правильное решение в короткий срок, в экстремальных условиях.
Широта ума – охват в познавательной деятельности разных ее областей, широкий кругозор, основой которых являются всесторонние и глубокие знания.
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
и т.д.