Общая характеристика мышления.

Вопросы по материалам лекции

1. Перечислите виды мышления.

2. С помощью каких операций осуществляется мышление?

3. В каких качествах проявляются индивидуальные различия мышления?

4. Как развивается мышление в онтогенезе?

5. Каким образом можно активизировать мыслительную деятельность в учебном процессе?

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредственного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление неразрывно связанно с чувственным познанием. Однако в процессе мышления человек выходит за рамки чувственного познания. Мышление начинается там, где чувственное познание оказывается уже недостаточным или даже бессильным.

Мышление зарождается в процессе чувственного познания, оно опирается на ощущения, восприятия, представления. Переход от ощущений, восприятий, представлений к понятию осуществляется на уровне второй сигнальной системы, с помощью слова. Посредством слова люди обобщают признаки объектов, выделяют существенные из них, фиксируют и хранят информацию, передают ее другим людям. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Мышление, в каких бы формах оно не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Благодаря слову, знание становится достоянием общества, осуществляется преемственность мыслительной деятельности людей, ее развития.

Мышление социально обусловлено. Социальная обусловленность его определяется преемственностью всех знаний и опирается на накопленный опыт, словарный запас языка, достижения науки и техники, произведения искусства – все то, что создано предшествующими поколениями. Умственное развитие человека происходит в процессе усвоения знаний, опыта, овладения предметами, выработанными человечеством. И хотя мышление каждого человека формируется и развивается в процессе его собственной активной познавательной деятельности, содержание и характер мышления обусловлены общем уровнем познания, существующих на данном этапе общественного развития. Все это и дает основания говорить, что мышление – продукт общественно- исторического развития. Кроме того, процесс познания обусловлен потребностями общества, т.е. мышление человека направляется на решение тех задач, которые являются наиболее актуальными на данном историческом этапе.