Общая характеристика процессов мышления

Литература

План

Лекция по педагогической психологии

Основные положения современной системы взглядов на управление

 

Развитие различных направлений, школ и управленческих подходов в теории управлении сформировали современную систему взглядов на управление, которую называют «новой управленческой парадигмой».

Ее основные положения:

1. Воздействие управления на внутренние факторы производства уступают место проблеме гибкости и адаптируемости менеджмента к постоянным изменениям внешней среды.

2. Использование в управлении теории систем, рассматривающую организацию в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Изменения в одной из них неизбежно влияют на все остальные, вызывая изменения, в конечном счете, во всей системе управления. Это требует разработки комплексных решений, зависящих от изменений внешней среды.

3. Применение к управлению ситуационного подхода. Суть его состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в зависимости от конкретной ситуации (пожарник).

4. Признание социальной ответственности менеджмента. Главным ресурсом любого предприятия являются люди. Отсюда задача менеджеров состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал.

 

 

Тема: «Мышление как центральное звено процесса учения»

1. Общая характеристика процессов мышления.

2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления.

3. Индивидуальные различия и стили мышления.

4. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

2. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972

4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.

5. Петухов В.В. Психология мышления. - М.: МГУ, 1987.

6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

9. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс – процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.