Предпосылки возникновения науки управления

Контрольные вопросы

Выводы

  • В основе работы человеческого мозга лежат ассоциации, причем способности мозга к созданию ассоциативных связей превосходят даже его возможности по хранению информации.
  • В основе визуального мышления лежат два принципа: ассоциативное мышление и иерархия понятий.
  • Теории обработки, систематизации, структурирования и визуализации информации так же, как и теория вычислительных систем, и теория информации, базируются на использовании ассоциаций.
  • Mind mapping является прямым приложением и формой графического выражения визуального мышления.
  • "Ментальная карта" представляет собой потенциально бесконечную сеть разветвляющихся ассоциаций, расходящихся из общего центра.
  • В процессе работы с новой информацией мозг выполняет пять взаимодополняющих функций: ввод, сохранение, анализ, вывод и управление.
  • Автором техники mind mapping'а является Тони Бьюзен, кроме прочего написавший в соавторстве со своим братом Барри книгу "Супермышление", прочесть которую рекомендуется всем интересующимся вопросами эффективного использования собственного мозга.
  • Дайте определение ассоциации.
  • Какие еще существуют логические связи между понятиями, кроме ассоциативных?
  • Что такое информационная архитектура?
  • Какие функции выполняет мозг при работе с новой для него информацией и в чем они состоят?
  • В чем состоит идея mind mapping'а и что в соответствии с ней представляет собой "ментальная карта"?
  • В чем различались подходы Тони и Барри Бьюзенов к использованию mind mapping'а?

 

 

Условия развития управления тесно связаны с историей развития общества. Исследование прошлого способствует пониманию настоящего и прогнозированию будущего. Исторический взгляд на управление воссоздает окружающую среду, в которой имели место возможности и проблемы того времени. Однако изучение истории не означает простого описания событий в хронологическом порядке, оно помогает понять влияние различных факторов на развитие производства и управление им.

Первые научные труды, посвященные теории и практике управления, связаны с именами древних философов Сократа, Платона, Цицерона, а в последующем с классиками политической экономии Адамом Смитом и Давидом Риккардо и другими учеными. Однако в их работах рассматривались в основном вопросы управления государством, обществом, но не производством.

Новую эпоху в развитии теории и практики управления открыла промышленная революция конца 18 начала 19 века, появились мануфактуры и машинное производство. В это время делались попытки определить нормы выработки и оплаты труда, усовершенствовать организацию производства и труда.

В конце 19 в. в производстве произошли крупные изменения. Резко возросли его масштабы и концентрация, появились огромные предприятия, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, устанавливалось дорогостоящее оборудование, внедрялись сложные технологические процессы. Соответственно менялся и состав работников: на производство пришли уже достаточно образованные и грамотные люди. Производство потребовало новых организационных форм, новых систем управления, создания условий для строго соблюдения технологий, точности выполнения трудовых операций и т.д. Всего этого прежняя система управления обеспечить не могла, т.к. отсутствовали необходимые знания о закономерностях организации производственных процессов, оптимальной последовательности операций и режимах работы оборудования, технических стандартах, личных возможностях людей. В результате внедрение любых новшеств не приносило желаемого результата, а накопленный технический и экономический потенциал предприятий оставался до конца не реализованным.

Таким образом, появилась объективная необходимость подведения под управление научной базы. На рубеже ХХ столетия начинают возникать различные научные школы управления:

1. Рационалистическая школа (или школа научного менеджмента).

2. Административная (классическая школа)

3. Школа человеческих отношений

4. Эмпирическая школа

5. Школа «поведенческих концепций»

6. Школа социальных систем и целый ряд других.

 

2. Рационалистическая школа научного управления

Первой возникла рационалистическая школа (школа научного менеджмента). Ее основателем был американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Он был не ученым-исследователем, а практиком, сначала рабочим, затем менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании. Его основные работы «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911).

В своих работах он пытался разложить на составные части не только физический труд, но и организацию производства, Он ставил задачей создание рациональной системы ведущей к повышению производительности труда. Его рекомендации использовали на многих предприятиях, особенно при поточной системе. Они не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

(В 1898-1901 гг. в Бетлехемской сталелитейной компании («Бетлехем Стил» - США) – первый эксперимент – исследовал процесс подрезки чугунных чушек- в итоге производительность труда возросла в 4 раза. Еще один пример эффективного использования на практике принципов «научного управления» - работники компании ежедневно отгружали уголь различных сортов. Тейлор Определил, что в зависимости от переносимого материала нагрузка лопаты сильно колебалась и с помощью экспериментов установил оптимальную нагрузку лопаты (с точки зрения меньшей утомляемости рабочего), по его предложению были изготовлены лопаты различных видов, соответствующих сорту отгружаемого угля. Число грузчиков вследствие этого было сокращено с 500 до 150 человек, что сэкономило фирме 80 тыс. дол. В год, среднее число тонн угля, перегружаемое одним рабочим в день возросло с 16 до 59, средняя заработная плата работников увеличилась в 1,5 раза.

За 26 лет проделал 50 тысяч опытов, предполагавших расчет влияния 12 независимых переменных

В.И.Ленин в своей работе «Научная система выжимания пота» подверг резкой критике идей Тейлора как усиление эксплуатации рабочих, однако и он был вынужден признать что подходы Тейлора позволяют многократно повысить производительность труда.

Рабочие также не любили Тейлора несмотря на то, что он был выходцем из их среды, так как нормирование труда в основном было сориентировано на сильных и выносливых работников, и нормы выработки, следовательно, были достаточно высокими и средний рабочий не всегда мог их выполнять).

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что составляет механизм научного менеджмента.

Основные положения школы научного менеджмента (рац. школы):

1. Признание менеджмента самостоятельной сферой и видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства.

2. Расчленение процесса производства и трудовых операций на составные части и выявление затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование.

3. Планирование на основе норм.

4. Увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась переломным этапом в организации и управлении производством.

Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Генри Лоуренса Ганнта (1981-1919), супругов Френк и Лилиан Гилберт, Гаррингтона Эмерсона (1983-1931), Генри Форда (1863-1947) и других, разработавших свои оригинальные концепции.

В результате руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижений целей организации.

Однако школа научного менеджмента игнорировала проблемы управления предприятием в целом. Этот недостаток был преодолен классической школой административного управления.

 

 

3. Административная (классическая школа)

 

Классическая школа административного управления, возникла в 20-е годы 20 столетия. Она разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней и во всех типах организаций. Основателем этой школы считается француз Анри Файоль (1826-1926), который впервые изложил полную теорию менеджмента, сформулировал его основные принципы и функции.

По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины 20 века. В течение 30 лет он был руководителем крупнейшей французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо», которая в момент его назначения на пост генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных концернов.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации», предусматривающую эффективность управления применительно к работе всей организации. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация, несомненно, достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления, которые сохраняют свое значение до настоящего времени:

1. разделение труда, т.е. специализация;

2. неотделимость власти от ответственности;

3. дисциплина, обязательная для всех;

4. единоначалие;

5. единство руководства;

6. подчинение частных интересов общим;

7. вознаграждение (справедливое для всех);

8. централизация

9. скалярная цепь (цепь начальников – иерархия)

10. Порядок

11. Справедливость.

12. Стабильность рабочего места для персонала

13. Инициатива

14. Корпоративный дух

Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – проводимые на любом предприятии (простом или сложном, небольшом или крупном) и являющихся взаимозависимыми. Административные операции он разделил на характерные виды деятельности или функции управляющих: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

Последователями Файоля были Л.Урвик, Д. Муни американский инженер-механик Эмерсон.

Эти две школы ориентировались в основном на материальное поощрение и казарменный тип отношений.

В противовес им в 30-50-е годы 20 века формируется школачеловеческих отношений.