Практическое занятие №14

Список литературы

Практическое занятие №14

Список литературы

Практическое задание №13

Вариант В

Тема: Поэтический мир О. Мандельштама.

План

 

1. Судьба и творчество О. Мандельштама в контексте эпохи.

2. Характеристика основных концепций поэзии Мандельштама 20-30-х годов.

а) Культура – цивилизация – Родина – народ

б) метафоры Храма и человеческого тела.

3. Коллизия Человек – Век.

а) образ времени («век - волкодав»)

б) образ Тирана

в) «человек эпохи Москвошвея».

 

Тексты:сб. О.Мандельштама «Стихотворения», «Воронежские тетради».

 

1. Лейдерман Н. Русская литературная классика XX в. - Екатеринбург, 1996, С. 95-183.

2. Ронен О. Поэтика О. Мандельштама. – СПб., 2002.

3. Семенко И. Поэтика позднего Мандельштама. – М., 1997 С. 86 – 105.

4. Бродский И. Сын цивилизации // Звезда. – 1989. - №8. – С. 193.

5. Слово и судьба. Осип Мандельштам. Материалы и исследования. – М., 1990.

6. Панова Л. Мир, пространство, время в поэзии Мандельштама // Вопросы литературы. – 2004. – №1.

7. Сурат И. Опыты о Мандельштаме. – М., 2005.

8. Черашняя Д. Динамика сюжета и встречное движение времени в «стихах о неизвестном солдате» Мандельштама // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2008.№ 5.

 

Вариант А

Тема: Развитие исторического романа в 20-30-е годы. А. Толстой «Петр1»

План

 

1. Основные жанровые черты исторического романа.

2. Условия формирования жанра в 20-30-е годы.

а) дискуссия вокруг исторической концепции М. Покровского;

б) основные стратегии советского исторического сознания;

в) принципы «персонизаций» истории.

3. Концепция исторического романа Г. Лукача. Дискуссия 1934г. в журнале
«Октябрь».

4. Два направления развития исторического романа в 20-30-е годы.
5. Проблема историзма в романе А. Толстого «Петр1»

а) как достигается конкретность в изображении исторической эпохи?

Каково значение образа допетровской Руси в общей
концепции романа: выделить основные сюжетные линии, отражающие
противоречия внутри правящих сил между «верхами и
низами»;колорит эпохи (речевой строй, предметные детали и
подробности).

б)проблема роли народных масс в истории (сопоставить сцены 1) кн. 1,
гл. 1, подгл. 16,18. 2) кн. 2, гл. 1,подгл. 2. 3) кн. 2, гл.5, подгл.4).

в) образ Петр1. В чем проявилась идеализация личности царя?

г) теория «жеста».

д) какие отступления от принципов историзма обнаруживаются в
изображении динамики исторического процесса в России?

 

1.Петров С. Русский советский исторический роман. - М.:
Современник, 1980.

2.Добренко Е. Соцреализм в поисках «исторического прошлого» //
Вопр. лит. - 1997 -№ 1.

3.Гулыга А. Эстетика истории. М., 1974.

4.Левин Е. Экранизация: историзм, мифография, мифология. - В кн.:
Экранные искусства и литература. Звуковое кино, - М., 1994.

5.Андреев Ю. Русский советский исторический роман (20-е - 30-е г.)
- М.- Л., 1962.

6.Оскоцкий В. Роман и истории. Традиции и новаторство советского
исторического романа. - М., 1980.

7. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в
историческом освещении. - М., 1993.

8. Александрова Л. Советский исторический роман и вопросы
историзма. — Киев, 1971.

9. Алпатов А. Алексей Толстой - мастер исторического романа. М.,
1971

10.Баранов В. Революция и судьба художника. - М., 1989.

11.Поляк Л. А. Толстой - художник. - М., 1964.

12.Матвеев Б. Языковой колорит эпохи в романе А. Толстой «Петр 1» //
Русская речь. 1976. № 4. с. 128-134.

13.Старикова Н. Исторический роман. К проблеме типологии жанра // Вестник МГУ. – 2007. - 1.

Вариант В

 

 

Тема: Развитие исторического романа в 20-30-e годы. Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара».

План

1. Основные жанровые черты исторического романа.

2. Условия формирования жанра в 20-30-е годы.

а) дискуссия вокруг исторической концепции М. Покровского.

б) основные стратегии советского исторического сознания.

в) принципы «персонизации» истории.

3. Концепция исторического романа Г. Лукача. Дискуссия 1934г. в журнале «Октябрь».

4. Два направления развития исторического романа в 20-30-е годы.

5. Историко-психологический роман Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»:

а) человек и эпоха как основная проблема романа;

б) образ А. Грибоедова;

в) приемы психологического исследования в романе.

 

Список литературы

1. Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара».

2. Петров С. Русский советский исторический роман. - М.: Современник, 1980.

3. Добренко Е. Соцреализм в поисках «исторического прошлого» // Вопр. лит.-1997-№ 1.

4. Гулыга А. Эстетика истории. М., 1974.

5. Левин Е. Экранизация: историзм, мифография, мифология. - В кн.: Экранные искусства и литература. Звуковое кино. - М., 1994.

6. Андреев Ю. Русский советский исторический роман (20-е - 30-е г.) - М.- Л., 1962.

7. Оскоцкий В. Роман и истории. Традиции и новаторство советского исторического романа. - М., 1980.

8. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении. - М., 1993.

9. Александровна Л. Советский исторический роман и вопросы историзма. - Киев, 1971.

10. Старикова И. Исторический роман. К проблеме типологии жанра. // Вестник МГУ – 2007 – 1.