Введение

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Синдром утраты

Манипуляции

Валеология.

Виктимология

Психология конфликта

Психологический стресс

Психология здоровья

Понятие психологии здоровья. «Биопсихосоциальная модель». Эмоции и здоровье. Личностные характеристики и здоровье. Феномен выученной беспомощности. Оптимизм и здоровье (стили объяснения событий). Социальные факторы и здоровье.

Понятие стресса. Гомеостаз. Концепция Г. Селье. Стадии стресса. Понятия физиологического и психологического стресса. Эмоциональный стресс, Информационный стресс. Эустресс и дистресс. Психическая напряженность. Признаки стресса. Положительная и отрицательная роль стресса в жизни человека. Профилактика стрессов.

Понятие «конфликта». Позитивные функции конфликтов. Структура конфликта. Динамика конфликта. Классификации конфликтов. Семейные конфликты и их виды. Предупреждение супружеских конфликтов. Деловые конфликты. Виды деловых конфликтов. Предупреждение деловых конфликтов. Стратегии поведения в конфликтах (Модель Томаса-Киллмена). Психологическое айкидо.

Виктимология как наука. Жертва, Виктимностъ, Виктимизация. Классификация жертв (агрессивные, активные, инициативные и нейтральные). Насилие: виды и формы.

Понятие валеологии и здорового образа жизни. Основные позиции валеологии. Основные понятия валеологии. «Третье» состояние. Факторы здоровья. Гипокинезия и Гиподинамия. Содержание факторов ЗОЖ (Режим труда и отдыха, Гигиена сна, Отказ от вредных привычек, Закаливание, Двигательная активность, Личная гигиена)

Понятие манипуляции. Основные принципы манипулирования. Принцип обязательства и последовательности, взаимного обмена, социального доказательства, благорасположения, авторитета, дефицита.

Понятие синдрома утраты. Основные признаки картины острого горя. Механизм работы горя. Стадии работы горя (шок, отрицание, агрессия, депрессия и принятие). Задачи работы горя. Взаимодействие с горюющим.

ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет

 

 

Методическая разработка

для проведения занятия по курсу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

Тема 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

 

Занятие 1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций.

 

Лекция № 1

 

 

ТАМБОВ 2009

На вводной лекции мы уяснили, что чрезвычайные ситуации создаются в результате возникновения опасных явлений природного, техногенного или другого характера, которых назвали источниками ЧС.

Источники ЧС имеют факторы негативного воздействия на человека и среду его обитания. Их принято называть поражающими факторами.
Поражающий фактор (ПФ) – это физическое, химическое или биологическое негативное действие на человека или объект, которое определяется или выражается соответствующими параметрами.

В большинстве своем ЧС характеризуется одновременным воздействием на человека и среду его обитания нескольких ПФ. Из них наиболее часто встречающими являются: барическое воздействие ударной волны, термическое воздействие, ток­сическое воздействие опасных химических веществ, радиоактивное воздействие.