Введение.

История кафедры

 

Элементы военной и военно-санитарной подготовки в I ЛМИ имени академика И.П.Павлова до 1927 года включались в смежные дисциплины. В институте работали выдающиеся учёные, внесшие большой вклад в разработку многих проблем военной медицины. Так профессор А.А.Лихачёв, (в 1899 году организовал и до 1942 года руководил кафедрой фармакологии с общей терапией) проводил важную работу в области токсикологии отравляющих веществ. Систематические исследования в этой обла­сти начались в лаборатории кафедры ранее, чем где бы то ни было в СССР. Сотрудниками кафедры выполнено около 100 научных работ по токсикологии. Профессор Г.В.Хлопин - основоположник изучения влияния фильтрующего противогаза на физиологические функции организма – заведовал кафедрой гигиены. На кафедре по учебной программе проводились практические работы по определению зараженности воды и про­дуктов отравляющими веществами.

В I927 году в институте была организована кафедра санитарной тактики, основной задачей которой считалось преподавание вопросов военно-санитарной организации и администрации.

В ходе Великой Отечественной войны особенно остро встал вопрос о подготовке кадров офицерского состава медицинской службы и офицеров запаса, как для СА, так и для ВМФ.

В соответствии с постановлением СНК СССР № 413 от 13 апреля 1944 года военно-медицинская подготовка была введена в медицинских, стоматологических, педиатрических и фармацевтических институтах. Военно-медицинская подготовка стала проводиться со студентами и студентками высших медицинских учебных заведений в процессе получения ими медицинского образования и с медицинским составом запаса путём прохождения учебных сборов и краткосрочных курсов.

Полковнику медицинской службы доценту Мореву Виктору Александровичу – известному военно-морскому гигиенисту, ещё до Великой Отечественной войны организовавшего курс военно-морской гигиены на Военно-Морском факультете 1-го ЛМИ – было предложено взять на себя организацию кафедры военно-морской медицинской подготовки института.

Вся тяжесть организационной работы легла на плечи Виктора Александровича. По характеру был добр, отзывчив, пунктуален и целеустремлен. В тяжелейших условиях последнего года Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы сумел укомплектовать кадрами, оснастить кафедру, организовать учебный процесс так, что кафедра сразу завоевала авторитет и стала одной из ведущих в институте. На кафедре продолжал вести научно-исследовательскую работу в области военно-морской гигиены.

Впервые занятия на кафедре начались с 1 марта 1945г. В этом же году кафедра произвела первый выпуск офицеров запаса ВМФ и первый лагерный сбор студентов. На учебные сборы наряду с мужчинами привлекались и девушки.

Директор института профессор Н.Н. Озерецкий проявлял самое горячее участие в организации кафедры. Им были отведены лучшие помещения на 4-ом этаже главного здания института, выделены достаточные средства для приобретения учебных пособий, лабораторного оборудования и т.д. Во всех вопросах начальник кафедры встречал самое благоприятное отношение, поддержку и помощь со стороны директора.

 

В 1948 году В.А. Морева на должности начальника кафедры сменил генерал-майор медицинской службы Иванов Алексей Иванович (бывший начальник военно-морского факультета при 1 ЛМИ и Военно-морской медицинской академии), руководивший кафедрой до 1958 года и сочетавший работу на кафедре с большой партийной и административной деятельностью в институте. С 1952 по 1966 г.А.И. Иванов являлся ректором 1 ЛМИ имени академика И.П. Павлова.

Иванов Алексей Иванович – генерал майор медицинской службы. В 1940 г. с должности начальника медицинской службы Тихоокеанского Флота был назначен Начальником только что созданной Военно-морской медицинской академии (ВММА). Вся тяжесть передислокации ВММА из блокадного Ленинграда в г. Киров в конце ноября 1941 г. легла на его плечи, также как и организация учебного процесса в г. Кирове. Руководитель он был отменный – человек добрый, справедливый и в меру строгий. В августе 1942г., провожая на фронт курсантов и слушателей 2-го курса ВММА, обращаясь к убывавшим в частности сказал: «Будьте достойны звания курсанта ВММА. Возвращайтесь с победой. Приму вас в академию в любое время!». И свои слова он сдержал. Все возвратившиеся со Сталинградского и других фронтов в период с 1943г. по 1946г. зачислялись на 1-й или 2-й курс ВММА (по их желанию) без каких-либо проволочек и экзаменов.

С кафедрой у А.И. Иванова оставались теплые, дружеские связи. Ежегодно 16 октября (это день рождения А.И. Иванова, в 1904г.) кафедра собиралась у него на квартире на 6 Пушкарской д.40 и торжественно отмечала этот день.

Умер Алексей Иванович Иванов от инфаркта миокарда, будучи на охоте в районах Сосново-Приозерского района. Это было 9 мая 1966г.

В 1958 году кафедру возглавил полковник медицинской службы, доцент Сафронов Павел Николаевич, известный специалист в области военной токсикологии и медицинской защиты.

Показателем успешной работы кафедры является написание П.Н. Сафроновым и издание 2-х учебных пособий по токсикологии и медицинской защите, которыми пользовались и на военно-морских кафедрах медицинских институтов страны (1965 и 1968 г.г.).

Добрый, отзывчивый по характеру человек. В институте пользовался большим уважением и авторитетом. Член ученого совета института с 1958 по 1973 г.г. Многократно избирался в состав партийного комитета. Автор и соавтор многих учебных пособий по военной токсикологии и санитарно-химической защите,

В отставку ушел в 1973г. и его на должности начальника ВМК сменил полковник мед. службы, кандидат мед. наук Фурсов Б.А.

Фурсов Борис Анатольевич – полковник медицинской службы, специалист в области ОТМС ВМФ, кандидат медицинских наук, доцент, инвалид Великой Отечественной войны. В 1960 году был назначен начальником учебной части ВМК 1 ЛМИ, а в 1973 году – начальником кафедры.

С 1973г. коллектив кафедры нацелен на перестройку учебного процесса. Основные направления – оптимизация учебного процесса на основе требований педагогики.

Оптимизация учебного процесса заключалась в проведении интеграции между дисциплинами, внедрении технических средств обучения и контроля, программированного обучения и контроля, активных методов обучения, написание учебников, учебных пособий, методических указаний и других методических документов. Помимо качественного улучшения учебного процесса особое внимание было обращено на военно-патриотическое воспитание студентов. Значительное место отводилось вопросам педагогики и психологии обучения, использование кино и телевидения в учебном процессе, написание рефератов преподавателями на педагогические темы.

После увольнения в запас в 1983 году, работал на кафедре начальником курса медицинской службы гражданской обороны. Соавтор учебного пособия «Медицинская служба гражданской обороны» (2-е издание).

1983-1993 года Винничук Николай Никитович

1993-2007 года Зайцев Геннадий Иванович

В настоящее время на кафедре МПЗ МК 12 ставок ППС из них 8 человек имеют ученую степень к.м.н.

Наступивший XXI век, по мнению многих учёных, будет переломным

этапом истории, когда на смену традиционным противоречиям в сфере производственных отношений придут принципиально новые: в сфере отношений человек – природа – ресурсы. Одним из проявлений новых противоречий является стремительный рост природных, техногенных и экологических катастроф, которые грозят превратиться в чудовищный механизм самоуничтожения человека и всего совершённого им на Земле.

Новое поколение людей будет решать принципиально новую и совершенно не тривиальную задачу – как выжить в условиях роста экономики и увеличения популяции людей. Уже сейчас ясно, что наиболее острыми будут кризисные ситуации, связанные с ресурсами, продовольствием, загрязнением окружающей среды, природными и техногенными катастрофами.

Совершенно очевидно, что возможности экстенсивного развития в нашей стране исчерпаны и движение вперёд возможно только при установлении разумного баланса между техническим прогрессом и состоянием среды обитания человека.

Предметом изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» является, прежде всего, безопасность и защита человека, а также важнейшие понятия и факторы, действующие на все стороны личности, общества и государства в современных условиях.

В простейшем восприятии понятие «безопасность» означает отсутствие

опасности или угрозы опасности (в отношении вреда здоровью и жизни человека). С другой стороны, это сложное и многогранное понятие, если его рассматривать с точки зрения современной цивилизации и планеты Земля в целом, со всем многообразием факторов, обеспечивающих их существование и развитие.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение негативных воздействий до допустимых значений. Это наука в первую очередь о безопасном взаимодействии человека с техносферой и природой.

С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и

действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.

Профилактика опасности и защита от них – актуальнейшая социально-

экономическая и юридическая проблема. Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенной важности для личности, общества и государства.