Управление риском

Концепция приемлемого (допустимого) риска

Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска состоит в стремлении создать такую малую опасность, которую воспримет общество в данное время, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического положения, развития науки и техники,

Приемлемый риск объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Размер приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм бюджета, который позволяет распределить затраты общества на достижение заданного уровня безопасности между природной, техногенной и социальной сферами. Необходимо поддерживать соответствующее соотношение затрат в указанных сферах, поскольку нарушение баланса в пользу одной из них может послужить причиной резкого увеличения риска и его уровень выйдет за пределы приемлемых значений.

С увеличением затрат на обеспечение безопасности технических систем технический риск уменьшается, но возрастает социально-экономический. Тратя чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, в условиях ограниченности средств, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

Суммарный риск имеет минимум при оптимальном соотношении инвестиций в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока что вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели людей обычно считается риск, который равняется 10-6 на год. Малым считается индивидуальный риск гибели людей, который равняется 10-8 на год.

Концепция приемлемого риска может быть эффективно применена для любой сферы деятельности, отрасли производства, предприятий, организаций, учреждений. Насколько риск есть приемлемым или неприемлемым, решает руководство государства и конкретного предприятия, учреждения и организации. Результат этого решения будет влиять на много входных данных и соображений, среди которых не последнее место занимает стоимость риска, поскольку главной задачей управления есть и всегда будет определение стоимости риска.

Главным вопросом теории и практики безопасности жизнедеятельности есть вопрос повышения уровня безопасности. Порядок приоритетов при разработке какого-либо проекта нуждается в том, чтобы уже на первых стадиях разработки продукта или системы в соответствующем проекте, насколько это возможно, были включены элементы, которые исключают опасность. К сожалению, это не всегда возможно. Если выявленную опасность нельзя исключить полностью, необходимо снизить вероятность риска к допустимому уровню путем выбора соответствующего решения. Достичь этой цели, как правило, в какой-либо системе или ситуации можно несколькими путями, а именно за счет:

- полного или частичного отказа от работ, операций и систем, которые имеют высокую степень опасности;

- замены опасных операций другими, менее опасными;

- усовершенствования технических систем и объектов;

- разработки и использования специальных средств защиты;

- мероприятий организационно-управленческого характера, в т.ч. ужесточения контроля за уровнем безопасности, обучения людей вопросам безопасности, стимулирования безопасной работы и поведения.

Для того чтобы отдать приоритет каким-либо мероприятиям и средствам или определенному их комплексу, сравнивают затраты на эти мероприятия, средства и ожидаемый уровень уменьшения вреда в результате их внедрения. Такой подход к уменьшению риска опасности носит название управление риском.

Некоторые опасности, которые имеют относительно низкий уровень риска, считаются недопустимыми, так как их довольно легко контролировать и ликвидировать. Например, молния – вероятность её удара очень мала, но результат ее – смерть. Поэтому проще просто остаться в помещении – вот и все затраты на контроль.

Наоборот, существуют другие опасности, которые считаются допустимыми, хотя имеют большой потенциал риска, из-за невозможности их устранения. В качестве примера, можно привести действия по запуску космического корабля. Но в этом случае такой риск принимается потому, что, во-первых, его практически невозможно устранить на данном этапе развития космонавтики, а во-вторых, каждый полет космического корабля открывает новые перспективы для развития многих областей науки, техники, обороны, народного хозяйства.

Итак, стоимостьне является единым и главным критерием обеспечения приемлемого риска. Важную роль, как показано выше, играет оценка процесса, связанная с определением и контролем риска. Для предупреждения о возможной опасности используют:

- предупредительные знаки, расположенные в зоне работ, которые предупреждают персонал об опасности и требуют использования индивидуальных средств защиты;

- сигнальные или предупредительные огни, которые будут включаться каждый раз, когда осуществляется лакирование, для того, чтобы предотвратить проникновение других сотрудников в зону работ;

- объявление по предприятию, которое информирует работников о начале и конце опасной операции.

Внедрение приведенных выше технических мероприятий обеспечения безопасности работников не исключает необходимости осуществления специальных организационных и санитарно-гигиенических мероприятий:

а) разработки и внедрения технологических карт и инструкций по технике безопасности;

б) обучения и инструктажа персонала;

в) контроля за соблюдением и выполнением установленных правил безопасности при проведении работ;

г) обеспечения работников санитарно-гигиеническим оборудованием и соответствующими процедурами, а также другими мероприятиями и средствами, которые требуются действующими нормативными документами по охране труда.

Все приведенные вопросы безопасности отнесены к компетенции охраны труда. В то же время загрязненный воздух, который может поступать в окружающую среду, может представлять опасность для людей, которые живут или по тем или иным причинам находятся вблизи этого производства. Это уже сфера действия другого законодательства, а именно законодательства о защите окружающей среды, других нормативных документов и других органов контроля.

Для того чтобы получить разрешение на внедрение нового технологического процесса, предпринимателю необходимо согласовать возможность и количество выбросов с органами санитарного надзора и защиты окружающей среды. В данном случае речь идет о возможности загрязнения воздуха. Защита воздушного бассейна от загрязнений регламентируется предельно допустимыми концентрациями (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, предельно допустимыми выбросами (ПДВ) вредных веществ и временно согласованными выбросами вредных веществ от источников загрязнений. Значение ПДК веществ, которые загрязняют воздух, установлены соответствующими государственными и межгосударственными стандартами и санитарными нормами.

Нормы ПДВ разрабатываются для каждого источника загрязнения из расчета не превышения 1ПДК в приземном слое воздуха в сумме с выбросами всех других источников загрязнения, которые расположены в этом районе. А в местах расположения санаториев, домов отдыха и в зонах отдыха городов с населением свыше 200 тыс. жителей эти концентрации не должны превышать 0,8 ПДК.

Чтобы исключить или уменьшить возможность влияния вредных веществ на человека и окружающую среду в случае аварии, стихийного бедствия или катастрофы, на предприятии согласно требованиям законодательства и нормативных актов по вопросам гражданской обороны и охраны труда владельцем должны быть разработаны и утверждены план предупреждения чрезвычайных ситуаций и план (инструкция) ликвидации аварий (ЧС). В плане предупреждения ЧС рассматриваются возможные аварии и другие ЧС техногенного и естественного происхождения, прогнозируются следствия, определяются мероприятия по их предупреждению, сроки выполнения, а также силы и средства, которые привлекаются к этим мероприятиям.

В плане (инструкции) ликвидации аварий (ЧС) должны быть приведены все возможные аварии и другие ЧС, определены действия должностных лиц и работников предприятия во время их возникновения, обязанности профессиональных аварийно-спасательных формирований или работников других предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются к ликвидации ЧС.