Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций

Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.

План

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Лекция 10

 

 

Каждый день в мире фиксируются тысячи событий, при которых происходит нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, и которые могут привести или приводят к гибели людей и к значительным материальным потерям. Такие события называют чрезвычайными ситуациями (ЧС). Общие признаки ЧС:наличие или угроза гибели людей, или значительное ухудшение условий их жизнедеятельности; нанесение экономического ущерба; важное ухудшение состояния окружающей среды

К ЧС,как правило, приводят аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие события, такие как эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты и т.п.

Аварии делятся на две категории:

- к І категории отнесены аварии,вследствие которых: погибло 5 или травмировано 10 и более человек; произошел выброс отравляющих, радиоактивных, биологически опасных веществ за санитарно-защитную зону предприятия; увеличилась концентрация загрязняющих веществ в окружающей природной среде более чем в 10 раз; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья значительного количества работников предприятия или населения;

- ко II категории относятся аварии,вследствие которых: погибло до 5 или травмировано от 4 до 10 человек; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья работников цеха, участка (учитываются цех, участок с численностью работников 100 лиц и более).

Случаи нарушения технологических процессов, работы оборудования, временной остановки производства в результате срабатывания автоматических защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов, участков и отдельных объектов, падение опор и обрывы проводов линий электропередач не относятся к авариям, которые имеют категории.

События природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабам распространения и продолжительности могут поражать людей, объекты экономики и окружающей среды, называются опасными природными явлениями.Разрушительное опасное природное явление - это стихийное бедствие.

ЧС имеют различные масштабы по количеству жертв, количеству людей, которые стали больными или калеками, количеству людей, которым причинен моральный вред, по размерам экономического ущерба, площади территории, на которой они развивались, и т.п.

Важность ЧС определяется, прежде всего, количеством жертв и степенью влияния на окружающую жизненную среду, т.е. уровнем системы «человек - жизненная среда»(Ч-ЖС), которую она затронула, и размером вреда, причиненного этой системе. Исходя из иерархии систем Ч-ЖС, можно говорить об:

- индивидуальных ЧС, когда возникает угроза для нарушения жизнедеятельности только одного человека;

- ЧС уровня микроколлектива, т.е. когда угроза их возникновения или распространения последствий касается семьи, производственной бригады, пассажиров одного купе и т.п.;

· ЧС уровня коллектива;

· ЧС уровня макроколлектива;

· ЧС для жителей города, района;

· ЧС для населения области;

· ЧС для населения страны;

· ЧС для жителей континента;

· ЧС для всего человечества.

В основу существующих классификаций ЧС по их масштабам чаще всего закладывают территориальный принцип, по которому ЧС разделяют на: локальные, объектовые, местные, региональные, общегосударственные (национальные), континентальные и глобальные (планетарные).

Локальные ЧС соответствуют уровню системы Ч-ЖС с одним человеком и микроколлективом; объектовые - системам с уровнем коллектив, макроколлектив; местные - системам, в которые входит население города или района; региональные - области; общегосударственные - население страны.

ЧС общегосударственного уровня - это ЧС, которая развивается на территории двух и более областей или угрожает трансграничным переносом, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материалы и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС регионального уровня - это ЧС, которая развивается на территории двух или более административных районов (городов областного значения) или угрожает территории сопредельной области, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельного района, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС местного уровня - это ЧС, которая выходит за пределы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню отнесены также все ЧС, которые возникают на объектах жилищно-коммунальной сферы и другие, которые не входят в утвержденные перечни потенциально опасных объектов.

ЧС объектового уровня - это ЧС, которая не подпадает под указанные выше определения, т.е. такая, которая реализуется на территории объекта или на самом объекте и последствия которой не выходят за пределы объекта или его санитарно-защитной зоны.

Для организации эффективной работы по предотвращению ЧС, ликвидации их последствий, снижению масштабов потерь и ущерба важно знать причины их возникновения и владеть теорией возникновения катастроф.

Положение о классификации ЧС по характеру происхождения событий, которые предопределяют возникновение ЧС, различают четыре класса ЧС, а именно: ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера.Каждый класс чрезвычайных ситуаций делится на группы, которые содержат конкретные их виды.

ЧС техногенного характера - это транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п.

ЧС природного характера - это опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация грунтов или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т.п.

ЧС социально-политического характера -это ситуации, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта, похищение (попытка похищения) или уничтожение судов, установление взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, выявление устаревших боеприпасов и т.п.

ЧС военного характера - это ситуации, связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, складов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ, токсичных отходов, нефтепродуктов, транспортных иинженерных коммуникаций и т.п.

Наиболее эффективное средство уменьшения вреда и ущерба, причиняемого обществу, государству и каждой отдельной личности в результате ЧС, - своевременное предотвращение возникновения, а в случае их возникновения выполнение мероприятий, адекватных сложившейся ситуации.

Предупреждение возникновения ЧС - это подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на регулирование безопасности, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения ЧС на основе данных мониторинга (наблюдений), экспертизы, исследований и прогнозов в отношении возможного хода событий с целью недопущения перерастания их в чрезвычайную ситуацию или смягчения их возможных последствий.

Государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них (ГСПР)включает в себя центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы советов, государственные предприятия, учреждения и организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения и реагирование, в случае их возникновения, с целью защиты населения и окружающей среды, уменьшения материальных потерь.

ГСПР состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре уровня: общегосударственный, региональный, местный и объектовый.

Функциональные подсистемы создаются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций, защитой населения и территорий от их последствий.

Каждый уровень ГСПР имеет координирующие и постоянные органы управлениядля решения задач в сфере предупреждения ЧС, защиты населения и территорий от их последствий, систему повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

Координирующие органы - это комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям всех уровней (государственный, региональный, районный). Постоянные органы управления вопросами техногенной, экологической безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:

· на общегосударственном уровне - Кабинет Министров Республики Бераручь, министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

· на региональном уровне - областные и Минская городская государственные администрации, уполномоченные органы по вопросам ЧС и гражданской защите населения областных и Минской городской администраций;

· на местном уровне - районные государственные администрации и исполнительные органы советов, уполномоченные органы по вопросам ЧС и гражданской защиты населения;

· на объектовом уровне - структурные подразделения предприятий, учреждений, организаций или специально уполномоченные лица по вопросам ЧС.

В состав сил и средств ГСПР входят соответствующие силы и средства функциональных и территориальных подсистем, а также негосударственные (добровольные спасательные формирования), которые привлекаются для выполнения соответствующих работ. Военные и специальные гражданские аварийно-спасательные (поисково-спасательные) формирования, из которых создаются указанные силы и средства, комплектуются с учетом необходимости проведения работ в автономном режиме на протяжении не менее трех суток и находятся в состоянии постоянной готовности.

На базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) в областях, районах, населенных пунктах, предприятиях, учреждениях и организациях образовываются внештатные специализированные формирования, предназначенные для проведения конкретных видов неотложных работ в процессе реагирования на чрезвычайные ситуации. Эти формирования проходят специальное обучение, периодически привлекаются к участию в практической отработке действий по ликвидации ЧС вместе с силами постоянной готовности.

В выполнении работ, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагировании на них, могут принимать участие также добровольные общественные объединенияпри наличии у представителей этих объединений соответствующего уровня подготовки, подтвержденного в аттестационном порядке. Свои действия они должны согласовывать с территориальными органами и уполномоченными по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения, а работы выполнять под их руководством.

В зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации, которая прогнозируется или возникла, может существовать один из таких режимов функционирования ГСПР:

§ режим повседневной деятельностипри нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической; гидрометеорологической обстановке (при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий);

§ режим повышенной готовности - при серьезном ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки (с получением прогнозной информации в отношении возможности возникновения ЧС);

§ режим деятельности в чрезвычайной ситуации - при реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и реагировании на них;

§ режим деятельности в чрезвычайном положении - вводится в государстве или на отдельных ее территориях в порядке, определенном Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении».

Основные мероприятия, которые реализуются ГСПР:

1) в режиме повседневной деятельности:

- ведение наблюдения и осуществление контроля состояния окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилежащей к ним территории;

- разработка и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий по предотвращению ЧС;

- обеспечение безопасности и защиты населения;

- уменьшение возможных материальных потерь;

- обеспечение постоянного функционирования объектов экономики;

- сохранение национального и культурного наследства в случае возникновения ЧС;

- усовершенствование процесса подготовки персонала уполномоченных органов по вопросам ЧС и гражданской защите населения, подчиненных им сил;

- организация обучения населения методам использования средств защиты, правильным действиям в ЧС;

- создание и возобновление резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление целевых видов страхования;

- оценка угрозы возникновения ЧС и возможных ее последствий;

2) в режиме повышенной готовности осуществляются мероприятия, определенные для режима повседневной деятельности и дополнительно:

- формирование оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения ЧС, подготовка предложений в отношении ее нормализации;

- усиление работы, связанной с ведением наблюдения и осуществлением контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилежащей к ним территории, прогнозированием возможности возникновения ЧС и ее масштабов;

- разработка комплексных мероприятий по защите населения и территорий, обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики;

- приведение в состояние повышенной готовности имеющихся сил и средств и привлечение дополнительных сил, уточнение планов их действия и перемещений в случае необходимости в район возможного возникновения ЧС;

- проведение мероприятий по предотвращению возникновения ЧС;

- внедрение круглосуточного дежурства членов Государственной, региональной, местной или объектовой комиссии (в зависимости от уровня ЧС);

3) в режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:

- осуществление соответствующей комиссией в пределах ее полномочий непосредственного руководства функционированием подсистем и структурных подразделений ГСПР;

- организация защиты населения и территорий;

- перемещение оперативных групп в район возникновения ЧС;

- организация работ, связанных с локализацией или ликвидацией ЧС, с привлечением необходимых сил и средств;

- определение границ территории, на которой возникла ЧС;

- организация работ, направленных на обеспечение постоянного функционирования объектов экономики и объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- осуществление постоянного контроля состояния окружающей среды на территории, которая была подвержена воздействию последствий ЧС, контроль обстановки на аварийных объектах и прилежащей к ним территории;

- информирование органов управления в отношении уровня ЧС и принятых мерах, связанных с реагированием на этой ситуации; оповещение населения и предоставление ему необходимых рекомендаций в отношении поведения в условиях, которые сложились;

4) в режиме деятельности в чрезвычайном положении осуществляются мероприятия соответственно Закону Республики Беларусь «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией Республики Беларусь особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, который временно допускает установленные Законом «О чрезвычайном положении» ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них дополнительные обязанности. Целью введения чрезвычайного положения является: срочная нормализация обстановки, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, нормального функционирования конституционных органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других институтов гражданского общества.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному порядку, устранение которой другими способами невозможно.

Во время чрезвычайного положения государство может принимать меры, предусмотренные Законом «О чрезвычайном положении», отступая от своих обязательств по Конституции лишь настолько, насколько это потребуется напряженностью ситуации, при условии, что такие меры не будут несовместимы с международным правом и не повлекут за собой дискриминацию на основе национальности, языка, пола, религии или социального происхождения.

Такими мероприятиями могут быть:

-установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;

- ограничение движения транспортных средств и их осмотр;

- усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

- запрет на проведение собраний, митингов, уличных походов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

- запрет забастовок.

С целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в мирное время может проводиться целевая мобилизация.В исключительных случаях допускается привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения неотложных аварийно-спасательных работ при условии обязательного обеспечения безопасности работ. При этом запрещается привлекать несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут отрицательно воздействовать на состояние их здоровья.