МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Рис. 13. Показатели социальной активности работника

Рис. 12. Факторы отношения человека к труду.

Само отношение работника к труду проявляется через объективные и субъективные показатели его деятельности и социальной активности, (см. рис.13).
Объективными показателями будут:
1. уровень выполнения производственных заданий,
2. качество выполненной работы,
3. состояние дисциплины труда работника,
4. степень его инициативности, творческого поиска путей улучшения деятельности и др.
Субъективные показатели:
1. степень удовлетворенности трудом,
2. уровень работоспособности человека,
3. его настроение и др.

 

 

 

 

Трудовое поведение определяется мотивацией трудовой деятельности, которая в свою очередь формируется под воздействием потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок. Потребностивыступают глубинными источниками возникновения интересов. Интересы формируют мотивы и ценности. В свою очередь на интересы и ценности оказывает непосредственное влияние трудовая ситуация, складывающаяся из совокупности плановых и оценочных показателей, административных решений и системы стимулов. Между мотивами и ценностными ориентациями существует обратная связь, т.е. они взаимно воздействуют друг на друга. Мотивы, установки и ценностные ориентации напрямую формируют трудовое поведение. Общая схема механизма регулирования ( см.рис.14):

 

Рис. 14 . Процесс мотивации персонала.

Существует много моделей мотивации трудового поведения в разрезе различных теорий мотивации. Рассмотрим подробнее модель Портера-Лоутера ( см.рис.15). Теория Л. Портера и Э. Лоутера включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости.

В этой модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения.

 

 

 

Рис . 15. Модель мотивации персонала Портера-Лоулера.

 

Согласно модели результаты, достигнутые сотрудником, зависят от переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).
Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями.
Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое, использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.
Удовлетворение - результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих сходных ситуаций. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

Результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.