ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Ценности- это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей. Это набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.
Одной из форм ценностей представляются идеалыкак высшая цель, как абсолютное сочетание положительных качеств и свойств явлений, предметов, личности.
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях. Ценностные ориентации человека формируются социальной средой, окружением и научением.
Научение - относительно постоянное изменение в поведении людей, которое возникает у них вследствие жизненного опыта. В системы научения лежит теория Т. Павлова об ассоциативных связях в организме.
Классификация ценностей, (см. рис. 11):
· теоретические (существование границ добро-зло);
· экономические (прибыльно-неприбыльно);
· эстетические (хаос-гармония);
· социальные (любовь-ненависть);
· политические (власть-ее отсутствие);
· религиозные (следование заповеди);
· отношение к работе:
(а) - удовлетворенность работой,
(б) - увлеченность работой (степень, в которой человек
идентифицирует себя с работой),
(в) - приверженность организации(состояние, в котором работник
идентифицирует себя с целями и характером работы
организации).
Рис. 11. Классификация ценностей.