Драматургия

Поэзия

Проза

Программа курса

Введение. Общая характеристика историко-литературной ситуации.

Осмысление в литературной публицистике и критике второй половины 1980-х гг. трагического опыта прошлого. «Возвращенная литература».

Затянувшийся на десятилетия путь многих книг к читателю (романы и повести Е. Замятина, С. Клычкова, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Солженицына, А. Бека, В. Дудинцева, В. Гроссмана, Б. Пастернака, Ю. Домбровского, А. Приставкина, А. Рыбакова, В. Тендрякова, Б. Ямпольского; стихотворения и поэмы Н. Клюева, А. Ахматовой, А. Твардовского, И. Бродского и др.). Распад Союза писателей СССР. Характеристика образовавшихся писательских объединений. Литературно-художественные и литературно-критические журналы, их размежевание и судьба в условиях рынка. Новые журналы и альманахи. Ежегодная оценка присужденных государственной и негосударственных премий (Букер, Анти-букер, «Триумф», им. Л.Н. Толстого и др.). Обострение противостояния «почвенников» и «западников» в литературе и критике начала 1990-х гг.

Споры о социалистическом реализме. Реализм и постмодернизм. Упреки критиков в адрес постмодернистов в создании «подменного онтологического пространства». Эстетическая и мировоззренческая переориентация в литературе 1990-х гг.

Споры о классике, тенденция возложить национальные беды на класси­ков русской литературы, их интерпретацию национального характера. Дис­куссии о кризисном состоянии современной литературы, о «философской интоксикации» и религиозном сектантстве в произведениях 1990-х гг.

Общее состояние прозы, поэзии и драматургии.

Современный литературный процесс. Споры о нем в критике. Изменение роли литературы в жизни общества. Ощущение у писателей необходимости поиска новых путей к уму и сердцу читателей.

Пестрота «литературного пейзажа», характеристика выделившихся в нем трех основных писательских групп (носители национально-патриотических интересов, литераторы «демократического» толка, элит­ные салоны и издания, объединяющие писателей, творящих для избран­ной публики). Ослабление групповой борьбы и журнальной полемики.

Проблема взаимосвязи ушедшего, настоящего и будущего («И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), «Плаха» Ч. Айтматова, «Старик» Ю. Трифонова, «Пушкинский дом» А. Битова). Образ уходящей жизни в «Сандро из Чегема» Ф. Искандера. Исследование народного миропонимания, героического и трагического в давнем и недавнем про­шлом народа в «Соленой Пади» С. Залыгина. Проблема исторических судеб родины, народа, поколения в его романе «После бури». Состояние отчуждения личности в условиях массовых репрессий («Московская улица» Б. Ямпольского).

Ассоциативно-метафористическая проза В. Катаева («Святой колодец», «Трава забвения», «Алмазный мой венец»).

Споры об «антимещанской» литературе, о «бытовой» прозе. Тема деградации личности, утратившей нравственную основу (повести Г. Семенова, Ю. Трифонова, Ч. Айтматова, В. Семина, В. Белова). Сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева.

Молодой герой, проблема формирования его сознания и нравственности. Социально-психологические конфликты, их истоки и художественная трактовка в повестях В. Тендрякова, С. Каледина, С. Антонова, А. Приставкина. Драматическое открытие героями «вечных вопросов», «вечных тем» («Картина» Д. Гранина, «Печальный детектив» В. Астафьева).

Общегуманистические тенденции, нравственно-психологическое содержание «производственной» прозы («Сказание о директоре Прончатове» В. Липатова, «Территория» О. Куваева, «Место действия» А. Проханова). Пути и условия обретения качеств социально активной личности в повести «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова. Познание социально-эстетических и политических противоречий действительности («Белые одежды» В. Дудинцева, «Пожар» В. Распутина). Формы выражения авторской позиции.

«Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева; тема «распада атома» в контексте русской литературы.

Современное состояние русской прозы. Многообразие писательских взглядов на пути развития России и литературы . Солженицын, С. Залыгин, Л. Леонов, А. Зиновьев, Ю. Давыдов, Д. Балашов и др.).

Социальная ситуация в России в конце века и осмысление ее как грядущего апокалипсиса. Эсхатологические мотивы, вариации в прозе писателей разных поколений («Пирамида» Л. Леонова, «Онлирия» А. Кима, «Лох» А. Варламова и др.).

Творческая судьба ныне живущих писателей старшего поколения (А. Солженицын, С. Залыгин, В. Астафьев, Г. Бакланов, Ю. Бондарев и др.), так называемых «сорокалетних» прозаиков (В. Маканин, А. Ким, Р. Киреев, С. Есин и др.). Поколение «сорокалетних»: В. Маканин, Р. Киреев, А. Ким, В. Личутин, А. Курчаткин, С. Есин, В. Крупин и др. Дискуссия в критике об этой литературной генерации, об «амбивалентном» герое. Социально-истори­ческие истоки прозы «сорокалетних», проблемно-стилевые искания.

Новые течения в современной прозе: «новая волна», «другая проза» (Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Пьецух и др.), постмодернизм (Венедикт Ерофеев, Виктор Ерофеев, С. Соколов и др.).

Художественное освоение повседневного быта современного человека (Т. Толстая, Л. Петрушевская, Вик. Ерофеев и др.).

Концепция русской истории и русской революции в эпопее А. Солженицына «Красное колесо».

Научно-фантастическая проза (А. и Б. Стругацкие).

Философское осмысление афганской войны мотивы «внутреннего» и «внешнего» ада, соучастия во всеобщем зле и непричастности к нему («Знак зверя» О. Ермакова). Мотив свободы и несвободы выбора в воен­ной теме («Кавказский пленный» В. Маканина). Тема Великой Отечественной войны в прозе 90-х гг. (роман О. Смирнова «Месяц колосьев», повесть В. Белова «Медовый месяц» и др.); критическая полемика вокруг романа В. Астафьева «Прокляты и убиты». Тема послевоенной и современной судьбы фронтовика (повесть В. Астафьева «Так хочется жить», роман Г. Бакланова «И тогда приходят мародеры», рассказы В. Распутина «В больнице», С. Залыгина «Однофамильцы» и др.).

Мотивы Священного писания в современной прозе, модели мира, новая концепция харизматической личности и старая трактовка мистической «дремучести» русской души (романы В. Шарова «Репетиция», «До и во время»; «Учитель» М. Иманова и др.).

Метафизическое познание души и воскрешение гуманных начал (роман М. Кураева «Зеркало Монтачки»; «Казак Давлет» А. Кима и др.). Экзи­стенциализм и философская фантастика («Онтология детства», «Жизнь насекомых» В. Пелевина).

Претензии писателей-постмодернистов на лидерство в современной литературе. Постмодернистская проза и постмодернистское сознание (ощущение абсурдности бытия, отрицание истории, государственности, иерархии куль­турных ценностей, пародирование как главный принцип восприятия жизни и человека). Художественный уровень сегодняшней авангардистской прозы.

«Задержанная» литература (В. Гроссман, А. Рыбаков, В. Дудинцев, А. Бек, Ю. Домбровский, В. Шаламов и др.) и ее место в литературной жизни второй половины 80-х, в 90-е годы.

Культура русского зарубежья и современный литературный процесс. Многообразие эстетических, ориентации в литературе третьей волны русской эмиграции (В. Максимов, Ф. Горенштейн, А. Зиновьев, Г. Владимов, С. Соколов и др.) и ее взаимодействие с метрополией.

Писатель и русский язык. Роль «деревенских» прозаиков в обогащении русского литературного языка. Отрицательное влияние на литературу средств массовой информации, популяризирующих «стеб», примитивную, бранную лексику, заимствованный словарь делового мира. Господство ненормативной лексики и других элементов массовой культуры (эротика, порнография) в творчестве постмодернистов и их проникновение в прозу писателей-реалистов (В. Астафьев, Ю. Нагибин, В. Маканини др.)

Современный русский рассказ. Жанровое многообразие. Отличительные особенности и место рассказа в «деревенской», «городской» и «военной» прозе. Краткая характеристика малой прозы Ю. Нагибина, Г. Семенова, В. Астафьева, А. Кима, В. Богомолова и др. Новейшие рас­сказы («В ту же землю...» В. Распутина — ж. «Наш современник» № 8, 1995; «Кавказский пленный» В. Маканина — ж. «Новый мир», № 4, 1995; «На изломах» А. Солженицына — ж. «Новый мир» — № б, 1996), вызвавшие наибольший интерес в критике. Отражение в этих рассказах проблем сегодняшней жизни. Особая популярность циклов рассказов-миниатюр («Крохотки» А. Солженицына, «Затеей» В. Астафьева, «Трава-мурава» Ф. Абрамова, «Мгновения» Ю. Бондарева, «Камешки на ладо­ни» В. Солоухина, «Зерна» В. Крупина и др).

Современная русская повесть. Тенденции развития. Жанр повести и его место в современной «городской», «деревенской», «военной» прозе. Возник­новение христианских мотивов (повести Л. Бородина). Жанровые искания (В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин, А. Ким, Венедикт Ерофеев).

Современный русский роман. Интерес писателей-реалистов к жанрам социально-психологического, философского, исторического романов. Неперспективные, приостановившиеся в развитии жанры (панорамный, политический романы). Воссоздание жизни в формах самой жизни и романы с условными формами изображения.

Новый многоаспектный взгляд на коллективизацию в романах «деревенских» прозаиков. Проблема шолоховской традиции, ее освоение и преодоление. Необходимость современного прочтения «Поднятой целины» через призму новейших романов о коллективизации, ф. Абрамов о Шолохове. Сходство и различие во взглядах писателей на судьбы советской деревни конца 20-х — начала 30-х годов («Кануны» В. Белова, «Касьян Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. Скромного, «Мужики и бабы» Б. Можаева). Документальная основа романов о коллективизации и их актуальность сегодня.

Успехи в освоении жанра философского романа, связанные с необходимостью осмысления судеб России. Публикация весной 1994 года романа Л. Леонова «Пирамида», явившегося своеобразным творческим завещанием писателя.

Анализ романов В. Астафьева «Прокляты и убиты» и Г. Владимова «Генерал и его армия» на фоне достижения лучших «военных» романов 70—80-х годов; полемика в критике вокруг них. В. Богомолов против Г. Владимова (В. Богомолов «Срам имут и живые, и мертвые. Новое видение войны, новое осмысление или новая мифология» — «Книжное обозрение», № 19, 9 мая 1995 г., с. 14—19. Ответ ему Г. Владимова: «Когда я массировал компетенцию...» —- «Книжное обозрение», № 12, 19 марта, 1996 г.)

Архивные публикации классики советской литературы (М. Горький, М. Шолохов, А. Фадееви др.), споры о них в критике.

Осмысление русской литературы советского периода и последнего пятнадцатилетия как методологическая проблема. Первые спорные попытки обобщений и выводов (Е. Добренко. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении. Мюнхен, 1993; В. М. Акимов. От Блока до Солженицына. Судьба русской литературы XX века (после 1917года). Новый конспект-путеводитель. Спб. 1993; Л. Я. Штейн-берг, И. В. Кондаков. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 1994).

Перспективы развития современной русской прозы. Попытки футо-рологического прогноза.

Поэзия 70 - начала 80-х годов. Проблема традиций и новаторства, творческого освоения художественного опыта российской поэтической классики. Творческая дея­тельность поэтов старшего (Л. Мартынов, А. Тарковский), фронтового (М. Дудин, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, А. Межиров) и послевоенного поколений. Выступления против официоза (поэзия в альманахе «Метрополь»). Активное противостояние «застою» в стихах-песнях В. Высоцкого, в деятельности рок-групп («Аквариум» Б. Гребенщикова и др.).

Книги лирики: «Из лирики этих лет» А. Твардовского, «Служба времени» Я. Смелякова, «Гиперболы» Л. Мартынова, «Зимний день» А. Тарковского. Социально-нравственные, гуманистические, философско-поэтические раздумья, художественно-стилевые искания в лирике поэтов фронтового поколения (М. Дудин, С. Орлов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, А. Межиров, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, Ю. Друнина).

Развитие жанра поэмы. Проблема личности и общества, осмысление истории и современности («Василий Буслаев» С. Наровчатова). Многообразие жанровых форм, расширение изобразительных и выразительных средств. Поэмы «Снегопад» Д. Самойлова, «Сюжет» В. Соколова, «Дом» Ю. Кузнецова. Сложные пути лирических и лиро-эпических жанров. Преодоление «инерции стиля и мышления».

Новые тенденции в поэзии второй половины 80-х — начала 90-х годов. Публикации «Из литературного наследия» А. Ахматовой, А. Твардовского, О. Мандельштама, Ю. Домбровского, В. Шаламова, О. Берггольц, Б. Слуцко­го, их влияние на развитие современной поэзии. Правда о времени и челове­ке, лирическое самораскрытие и самоотдача в творчестве.

Усиление гражданско-публицистического начала в лирике. Тяготение к глубокому историческому, нравственному и философскому осмыслению современной действительности, трагических событий прошлого, «вечных» общечеловеческих тем и мотивов. Книги лирики В. Корнилова «Надежда», А. Жигулина «Весеннее имя», В. Соколова «Новые времена» и др. Проблема­тика и художественные искания в поэзии послевоенного поколения (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Кушнер, Е. Рейн, О. Чухонцев, Ю. Кузнецов).

Литературно-поэтический процесс начала 1990-х годов. Трагический гуманизм раздумий и переживаний о судьбах страны, времени, человека в новых книгах Е. Евтушенко («Мое самое-самое»), А. Вознесенского («Гадание по книге: Вещи последних лет»), В. Соколова («Самые мои стихи»), в «Последних стихах» Р. Рождественского..

Пути развития «авторской песни» в 60—80-е годы (Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич, Ю. Ким, В. Долина и др.).

Поэтическое творчество В. Высоцкого, его эволюция. Основные темы и мотивы стихов-песен, острота постановки социальных и нравственных проблем, глубина и своеобразие художественного решения «вечных», философских вопросов бытия. Жанровое многообразие его произведений. Особенности поэтики и стиля.

Творческие поиски поэтов так называемой «новой волны», представителей «постмодернизма», современного «авангарда»: «метаметафори-стов» (А. Еременко, А. Парщиков), «концептуалистов» (Д. Пригов, Л. Рубинштейн), «иронистов» (И. Иртеньев, В. Вишневский), «куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ); их художественные обретения и потери. Лирика и поэмы наиболее талантливых поэтов нового поколения: И. Жданова, О. Седаковой, Т. Кибирова и др.

Выход из «тени» и публикация произведений поэтов ряда групп и объе­динений «андеграунда» 60—70-х годов: «лианозовской школы» (Г. Сапгир, И. Холин, Вс. Некрасов), группы «СМОГ» (Л. Губанов, В. Алейников), ле­нинградской «Школы конкретной поэзии» (В. Кривулин и др.)

Современная поэзия русского зарубежья (Н. Коржавин, Ю. Кублановский, Д. Бобышев, А. Цветков и др.). Творчество И. Бродского. Широта проблемно-тематического диапазона его поэзии. Своеобразие поэтической трактовки современности, истории, «вечных» тем. Трагедийность мироощущения. Взаимодействие интеллектуально-философского и лирического начал в его стихах, их жанровое своеобразие, стилевые особенности. Роль Бродского в обогащении и разви­тии языка и стиха современной поэзии.

Процесс сближения в 80—90-е годы трех основных ветвей русской поэзии («официальной», «неофициальной» и зарубежной). Своеобразная и плодотворная по результатам «встреча» начала столетия («серебряный» век), его середины («оттепель» — «андеграунд») и сегодняшнего завер­шения, подведения итогов.

Активизация творческих исканий, разнообразие художественных тенденций, опирающихся на широкий спектр традиций отечественной и мировой поэзии.

Драматургия в контексте современной общественной и литературной ситуации. Роль театрального эксперимента в творческих поисках драматургов.

Появление новой исповедальной струи в сценарном искусстве (произведения Г. Шпаликова, Б. Ахмадулиной и др.). Мировоззренческие искания в кинодраматургии 70—80-х гг. Творчество новой плеяды кинодраматургов (Г. Полонский, А. Гребнев, В. Трунин, Н. Рязанцева, Р. Ибрагимбеков и др.). Самобытная кинодраматургия В. Шукшина.

Освоение новых социальных и психологических конфликтов и развитие нетрадиционных форм литературного сценария в кинодраматургии постсоветского периода (А. Кабаков, Ю. Арабов, Л. Петрушевская и др.). Возвращенная сценарная литература. Публикации сценариев А. Платонова.

Обращение сценаристов непосредственно к читателю. Альманах «Киносценарии».

Драматургия и театр в годы перестройки. Кризис «производственной» драмы 1970-х — начала 80-х годов. Отказ драматургии от абсолютизации «делового» героя и приоритет нравственных понятий, духовных критериев в оценке общественной значимости человека.

Драматургия т. н. «новой волны» (Л. Петрушевская, В. Славкин, В. Арро, А. Галин и др.), ее бытовой «непричесанный» реализм. Трагедия безверия и неприкаянности, ее решение на уровне сугубо бытовой проблематики. Мотив несостоявшейся судьбы, ностальгии по прошлому («Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Взрослая дочь молодого человека», «Серсо» В. Славкина, «Восточная трибуна» А. Галина и др.) как развернутая драматургическая метафора неисполненных желаний, нереализованного духовного потенциала личности. Изображение новых «хозяев жизни», раскрытие их духовной ущербности, ограниченности интеллектуального мира («Смотрите, кто пришел!» В. Арро).

Драматургия «новой волны» и театр А. П. Чехова: освоение традиций классики. Л. Петрушевская как лидер этой драматургии. Художественный мир ее пьес — мир «узников быта», выявление его связей с исторической и социальной реальностью. Зависимость эстетики драматургов «новой волны» от традиции А. Вампилова, от найденного им типа «антигероя» (Зилова, Шаманова), вторичность художественных решений. Спад «новой волны» в драматургии к началу 90-х годов. Социально-психологическая драматургия Э. Радзинского («Спортивные сцены 1981 года», «Она в отсутствии любви и смерти», «Наш Декамерон»). Проблема «женской судьбы» («Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Пришел мужчина к женщине» С. Злотникова, «Я стою у ресторана» Э. Радзинского). Психологизм драматургии 80-х годов и его значение для исследования духовной атмосферы общества.

Перемены в типе конфликтной ситуации. Конфликт старшего поколения и вступающего в жизнь («Гнездо глухаря», «Кабанчик» В. Розова, «Виноватые» А. Арбузова, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской и др.) как конфликт мировоззренческий, нравственный. Обращение драматургов к конкретной истории тоталитарного государства, к проблеме трагических последствий тоталитаризма для нынешнего поколения («Холодный дом» А. Хазанова, «Волчица», «Вожди» Г. Соловского).

Вхождение в литературу для театра нового поколения писателей на рубеже 80-х—90-х годов, их творческие искания в радикально изменившейся социально-политической и духовной атмосфере. Отступление от жизнеподобия, от форм внешней реальности как негативная реакция на советские эстетические стандарты. Художественное преобразование яв­лений обыденной жизни для обнаружения сущностных, бытийных проблем, для постановки «вечных» вопросов. Черты сюрреалистической эстетики в драматургии Н. Коляды («Рогатка», «Канотье»), соединение лирически возвышенного с грубым натурализмом. Проникновение в дра­матургию элементов театра абсурда («Сны Евгении» А. Казанцева, «Черная звезда» Я. Верещака). Тема распада коммуникативных связей человека, стирания связей между реальностью и игрой; персонажи как марионетки в абсурдистской ситуации, восприятие мира как сумасшедшего дома, как «дурацкой жизни», населенной людьми-фантомами, оборотнями («Чудная баба» Н. Садур, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен. Ерофеева).

Постмодернизм в современной русской драматургии («В землянке», «Пельмени» В. Сорокина, «Русский инвалидъ» за 18 июля...» М. Угарова, «След осьминогов», «Ла фюнф ин дер люфт» А. Шипенко, «Как я съел собаку» Е. Гришковец и др.). Переплетение быта и фантасмагории, жизни, превращенной в миф, низведенной до сказки («Русский сон» О. Михайловой, «Как старики умирать ходили» Б. Гаврилова). Современный русский авангардный театр и западная абсурдистская драма.

Жанровая палитра современной русской комедиографии: сатирическая комедия («Цитата», «Лузган» Л. Зорина, «Кресло» А. Алтаева), комедия-памфлет («Сдвиг по фазе» М. Казовского), эксцентрическая комедия («Бдым», «Сцены у Фонтана» С. Злотникова), комедия-лубок («Печка на колесе» Н. Семеновой), «черная» комедия («Медовый месяц в лагере смерти» А. Козловского, «Бес...» А. Иванова) и др. Расширение жанровых параметров комедиографии, «смешение» жанров, тяготение комедии к драме, ее насыщение мелодраматическими и трагикокомедийными мотивами.