Тема № 26. Авторское и смежные права. 4 часа, 3 из которых в интерактивной форме.

Цели:уяснить понятие и источники авторских прав.

Задачи:исследовать понятие смежных и авторских прав, выделить общие и отличные черты.

Проводится в форме деловой игры.Студенты делятся на группы, которые получают индивидуальные задачи. Одна из групп представляет «уполномоченные» органы, определяющие правильность решения задач. В результате интерактивного взаимодействия вырабатывается навык публичных выступлений, совместной работы и критической оценки нормативно – правовых актов.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Понятие и источники авторского права.

2. Объекты авторских прав, их классификация. Субъекты авторского права: авторы, соавторы и иные субъекты авторского права.

3. Авторские права юридических лиц и публично-правовых объединений. Правопреемство. Личные неимущественные права и имущественные права авторов. Пределы авторского права, сроки его действия.

4. Понятие смежных прав и срок их действия. Субъекты и объекты смежных прав. Права производителей, исполнителей фонограмм, организация эфирного или кабельного вещания, пользователей сети Интернет (интернетправомочия).

Задачи для решения в малых группах на интерактивной части занятия:

№ 1

Писатель Решетов отправил в издательство «Прогресс» рукопись романа для решения вопроса о его публикации. Издательство приняло рукопись, о чем письменно известило автора, но предложило доработать ее с учетом замечаний рецензента и представить к назначенному сроку. Решетов выполнил данные требования. Однако через два месяца издательство вернуло рукопись с отказом от ее публикации, сославшись на большую загруженность типографии, а фактически вследствие сомнений в успешной реализации произведения из-за неизвестности автора широкому кругу читателей. Решетов обратился в районный суд с Иском к издательству о взыскании авторского вознаграждения. На заседании суда представитель издательства не признал иск Решетова, пояснив, что редакция осуществила только подготовительную работу с целью улучшения качества представленной рукописи, но договор с автором на издание его произведения заключен не был.

Возникли ли между Решетовым и издательством договорные отношения?

Имеет ли значение для решения данного конфликта форма, в которой были облечены отношения между издательством и автора?

Как должны были быть оформлены отношения между сторонами?

Обязан ли был Решетов выполнять требования издательства?

Правомерны ли эти требования?

Какое решение должен вынести суд? Составьте мотивированное решение суда.

№ 2

Картину Дуненко «Осень» купил Петров. Спустя год Дуненко обратился к Петрову с просьбой предоставить ему возможность снять копию с картины. Однако последний в просьбе отказал, сославшись на то, что выставляет через несколько дней картину для продажи на аукционе. На аукционе картина имела успех и была продана по цене, значительно превышающей предыдущую. Дуненко потребовал от Петрова уплатить причитающуюся ему долю от продажной цены картины. Однако тот отказался, заявив, что расплатился с ним полностью при покупке картины.
Правомерна ли просьба Дуненко о предоставлении ему собственником картины Петровым возможности снятия копии с проданной картины, и если да, как называется такое право?

В каком случае Дуненко имеет право требовать от продавца написанной им картины вознаграждения после ее продажи. Как такое право называется?

Как следует исчислять вознаграждение автору при перепродаже созданного им произведения?

Какие действия должен предпринять Дуненко для осуществления права следования?

№ 3

Фирмой «Якорь» был заключен исполнительский лицензионный договор с артистом Заслоновым на запись двух фонограмм с юморесками в его исполнении. В договоре были указаны сроки записи (1 января и 1 февраля), размер вознаграждения и время его выплаты - в конце срока договора. 15 января, когда была осуществлена запись первой фонограммы, Заслонов потребовал выплаты половины вознаграждения. Фирма отказалась, сославшись на отсутствие данного условия в договоре. В день второй записи фонограммы фирма объявила, что свое право на дальнейшую запись юморесок она передала фирме «Свет», куда ему и следует обратиться.


Правомерно ли требование Заслонова о выплате ему половины вознаграждения после записи первой фонограммы?

Может ли Заслонов требовать досрочной уплаты вознаграждения в случае записи второй фонограммы раньше срока, указанного в договоре?

Вправе ли фирма «Якорь» передать свое право на запись фонограмм с исполнителем Заслоновым другой аналогичной фирме?

Как назвать передачу таких прав?

Обязан ли Заслонов согласиться с такой передачей?

Обязана ли фирма «Якорь» при передаче своих прав на запись юморесок Заслонова другой фирме выплатить ему вознаграждение за запись первой фонограммы?

Должна ли будет фирма «Свет» после записи второй фонограммы уплатить ему вознаграждение за обе фонограммы?

№ 4

Хитров с помощью собственного оборудования осуществил у себя дома запись кинофильма, транслировавшегося по телеканалу телекомпании СТС, и показал ее в актовом зале МГТА после собрания студентов. Данный фильм был снят по заказу СТС. Видеокассеты в продажу не поступали. О показе фильма в институте стало известно компании СТС, которая посчитала свои исключительные права нарушенными и предъявила иск к Хитрову с требованием выплатить ей вознаграждение за запись фильма и показ его видеозаписи. При рассмотрении дела в суде Хитров иск не признал, заявив, что был вправе осуществить запись кинофильма без согласия телекомпании в личных целях, а ее показ в МГТА проводился бесплатно и разрешение указанной телекомпании на это не требуется.

Вправе ли Хитров осуществить запись кинофильма в личных целях без согласия транслировавшей его телекомпании СТС?


Правомерно ли требование телекомпании к Хитрову выплатить ей вознаграждение за показ записанного им фильма в актовом зале МГТД?

Какое обстоятельство может служить основанием для отказа истцу в его требовании?
Какое решение должен вынести суд?