Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века

 

1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художест­венного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.).

Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философ­ских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного пости­жения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гг. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов — как литературной школе. Религиозно-философские «Собра­ния» и их роль в формировании «нового религиозного сознания». Роль Мережковского в «Собраниях».

Журнал «Мир Искусства» (1899—1904) как первое объединение худож­ников и писателей «новых» направлений. Проблема художественного инди­видуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Филосо­фов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гг. Роль в этом журнала «Весы» и его редактора В. Брюсова.

Традиции Ф. Тютчева, А. Фета, русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец». И.Анненский-драматург. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский — литературный критик.

«Книги отражений» — образцы русской импрессионистической критики.

И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский

и Б. Пастернак.

Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.

 

2. «Старшие» символисты

Д. С. Мережковский (1865—1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гг.

Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Мережковский в «Северном вестнике» и «Мире искусства». Религиозные воззрения Мережковского в работе «Лев Толстой и Достоевский». Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Религиозно-философские собрания. Мережковский и «Новый Путь». Идея единой и вселенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву «О новом религиозном действии». Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.

Трилогия «Христос и Антихрист». Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»).

Метафизическое восприятие первой русской революции. «Грядущий Хам». Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым («Страшное дитя»). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского «Не мир, но меч. К будущей критике христианства», «В тихом омуте», «Больная Россия». Д. Мережковский и Г. Плеханов.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Драматургия Мережковского («Павел I», «Будет радость»).

Трилогия «Зверь из Бездны»: «Павел I», «Александр I», «14 декабря». Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в «14 декабря». Мотив единения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.

Отрицание «Октября» как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В. Я. Брюсов (1873—1924)

Творчество Брюсова 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это — я»). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - органи­затор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов «Весы» (1904—1909). Книги стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, совре­менности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урба­нистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.

Брюсов — прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новелли­стики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилиза­ция истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христи­анства. Различие исторической концепции. Роман «Огненный ангел». Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов — критик и переводчик.

Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.

3. Н. Гиппиус (1869—1945)

Ранняя лирика Гиппиус. Поиски «нездешней красоты». Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус («Христу», «За Дьявола Тебя молю...», «Предсмертная исповедь христианина» и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.

Сборники рассказов, романы «Чертова кукла», «Роман-царевич». Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).

В. Злобин («Тяжелая душа») о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе «Сокатил».

Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус «Гризельда» и «Огненный Ангел» В. Брюсова. С. Маковский («На Парнасе Серебряного века») о трактовке сатаны в прозе Гиппиус («Они похожи», «Он-белый»).

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об андрогинизмев поэзии и прозе Гиппиус.

Враждебное отношение к Октябрю — «блудодейству» России. Гиппиус, Блок и Белый; стихотворения Гиппиус «Шел...», «А. Блоку»; стихотворение Блока «Женщина, безумная гордячка!..». Эмиграция.

К. Д. Бальмонт (1867—1942)

Бальмонт — поэт импрессионистской стилевой тенденции в поэзии

старших символистов. Заостренный аморализм первых стихотворных опытов Бальмонта. Программный индивидуализм его ранней поэзии.

Творческая эволюция Бальмонта-поэта. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Бальмонт об «оргийском торжестве» в стихах «Горящих зданий». Космогоническая картина мира в «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человеком» в сборнике «Литургия Красоты. Стихийные гимны».

Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг.

Фольклорные и сектантские традиции в сборниках «Жар-птица. Свирель славянина», «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные».

Бальмонт — прозаик, критик, переводчик.

Книга «Революционер я или нет?», неприятие большевизма. Эмиграция (1920).

Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников — 1863—1927)

Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы. Роман «Тяжелые сны». Чеховская тема в творчестве Сологуба.

«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры.

М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба. В.Ленин о социальной типичности Передонова. Г.Адамович: Передонов — не тип, а «больная выдумка». Статья Сологуба 1907 г. «Человек человеку - дьявол»; оправдание дьявола. Солипсизм в мировоззрении Сологуба.

Концепция жизни как цепи преображений, как нескончаемой лестницы совершенств (предисловие Сологуба к сборнику «Пламенный круг»), действительность как грязная девка Альдонса (статья «Демоны поэтов»). Земля Ойле — страна-утопия в поэзии Сологуба.

«Творимая легенда». Концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды.

Драматургия 1906—1909 гг. («Дар мудрых пчел», «Победа смерти» «Ванька ключник и паж Жеан», «Ночные пляски», «Литургия Мне»). Жанровое своеобразие.

Неприятие Октября. Отношение к советской России. Участие в деятельности Союза писателей. Символистские мотивы в послеоктябрьских поэтических сборниках. Г.Адамович о просветленности, Божьем начале в поздней лирике Сологуба; В. Ходасевич о мотивах любви к Богу, России и жизни в ранней и поздней лирике Сологуба. Поэт — о бессмысленности своего спо­ра с Богом в последних стихах («Подыши еще немного...»).

 

3. Младосимволизм

Новые школы в символизме в 1900 годы. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Поэтическое творчество и литературно-критические работы Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса. Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Про­блемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллиген­ции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл.Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства - как средства служения этой цели. Революция 1905 г. и наступление эпохи «разуверений» младосимволистов в метафизических концепциях Соловьева и в своих ранних мистических идеалах.

Ориентация младосимволистов на романтическую традицию германской культуры. Младосимволизм как явление неоромантизма 900-х гг. Осмысление «истории символизма» в мемуарах А. Белого.

А. А. Блок (1880—1921)

Роль Блока в развитии русской поэзии XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта.

Ранние стихи. Влияние романтической поэзии В. Жуковского, лирики А Фета и Я. Полонского. Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии философии Вл.Соловьева. «Разуверения» в мистике Соловьева. Появление мотивов арлекинады. Формирование эстетических взглядов Блока.

Революция 1905 года и творчество Блока. Кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Влияние на Блока идей и поэтики В. Брюсова. Сборник стихов «Нечаянная радость» Столкновение реальности и романтической фантастики. «Снежная маска». Роль и характер метафор в книге. Жизнеутверждающий пафос стихов цикла «Вольные мысли». Блок о роли и месте художника в жизни. Отрицание мистических основ искусства. Разрыв с символистами-мистиками.

Возникновение блоковской концепции отношений народа и интеллигенции. Трагическое ощущение оторванности от народной жизни. Статья «Народ и интеллигенция». Лирические драмы как этап художественных исканий Блока («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка»). Тема поисков путей к народу, родине в драматургии Блока («Песня Судьбы»).

Урбанистические мотивы поэзии Блока. Блок и Брюсов. Особенности блоковского восприятия города и городской культуры. Тема Человека в «страшном мире» («Страшный мир»). Романтическая сатира в творчестве Блока (цикл «Пляски смерти»). Трагическое в поэзии Блока.

Усиление общественных мотивов, веры в светлые начала жизни в лирике Блока 1910-х годов («Ямбы»). Поэма «Соловьиный сад», ее программное значение в творческих исканиях Блока.

Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина»). Поэма «Возмездие». Особенности жанра и стиля. Проблема литературных традиций в творчестве Блока 1910-х гг. Блок и классическая поэзия XIX века. Революция поэтического стиля Блока.

Творчество Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать». Художест­венный мир поэмы. Синтез романтизма и символизма. Образы-символы природных и социальных явлений. Художественная концепция стихии «музыки». Романтический образ «двенадцати», образ-символ Христа. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих. Поэма в оценках критики.

Стихотворение «Скифы», связь с поэмой. Идеи патриотизма, призыв к братству. Образ России и его место в триаде «Запад — Россия — Вос­ток». Влияние Вл.Соловьева. Литературные традиции в «Скифах». Про­блема жанра.

Публицистика Блока: проблема культуры и цивилизации, интелли­генции и народа, нового мира и нового человека, целей творчества и судьбы поэтов («Интеллигенция и Революция», «Каталина», «Круше­ние гуманизма», «Владимир Соловьев и наши дни», «О назначении поэта»). Концепция романтизма.

Последние стихи Блока («Пушкинскому Дому»). Проблема молчания Блока как поэта. Смерть Блока и отклики на нее. Традиции Блока в русской литературе.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев — 1880—1934)

Творчество писателя как характерное выражение художественного мышления младосимволистов. Белый — поэт, прозаик, критик, мемуарист, стиховед. Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. «Симфонии» Белого. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств.

Сборник «Золото в лазури». Стилевые особенности стихов сборника. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония.

Революция 1905 года. Кризис веры Белого в мифологию Соловьева. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника — революция, народ, Россия. Ур­банистические мотивы и их место в стихах сборника. Сб. стихов «Урна»

Проза Белого. «Серебряный голубь». Стилизация и ее функция в творчестве Белого. Роман «Петербург» — выражение основных творче­ских идей писателя 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и За­пад» и их художественное осмысление в романе. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.

Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» рус­ского символизма.

Вяч. Иванов (1866—1949)

Поэт, драматург, теоретик «теургического» искусства.

Книги лирики «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904). Основные темы и образы стихов сборников. Образ России. Идея «соборности», противопоставляемая индивидуалистическому сознанию. Вяч. Иванов о назначении поэта и поэзии.

Сборник стихов «Cor ardens» (1911—1912) и «Нежная тайна» (1912).

Вяч. Иванов как теоретик символистского искусства (сб. статей «По звездам», «Борозды и межи»).

Иванов в эмиграции.

 

4. Акмеизм

Кризис символизма. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий,, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевич и др.). Акмеизм. Разнородность акмеистического движения. Попытка реформы эстетической системы символизма, формирование новой эстетической системы. Установка на «вещное» восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье и др.), интерес к французскому «стилизму» рубежа веков (А. де Ренье, А. Франс). Роль стилизации в творчестве акмеистов. «Адамисты». Культ первоначал жизни в природе и человеке.

Своеобразие поэтического стиля в поэзии акмеистов. Проза писателей, близких к акмеизму (М. Кузмина, Б. Садовского).

М. А. Кузмин (1872—1936)

М. Кузмин — поэт, прозаик, драматург, критик. Статья Кузмина «О прекрасной ясности» как предвестие поэтической теории акмеистов. Поэзия Кузмина (сборники стихов «Сети», «Осенние озера», «Глиняные голубки»). Мотивы лирики Кузмина. Место «Александрийских песен» в поэзии начала века. Кузмин и творчество художников-мирискусников. Прозаическое творчество Кузмина.

Стилевые особенности поэзии и прозы писателя. Место стилизации в творчестве Кузмина. Стилизации Кузмина и стилизованная историческая проза Б. Садовского, С. Ауслендера. Проблема стилизации в русской литературе и искусстве 1910-х годов.

Драматургия М. Кузмина. Мистерия «Комедия о Евдокии из Галиополя, или Обращенная куртизанка», отношение к ней Ф. Блока («О драме»).

Н. С. Гумилев (1886—1921)

Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, из русских поэтов - И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья «Наследие символизма и акмеизм» — манифест нового направления в поэзии. Сборник «Чужое небо». Метрическое своеобразие стиха. Военные стихи. Сборник «Колчан». Стихи сборника «Огненный столп» как итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Поэмы и драматургия писателя. Литературно-критические статьи («Письма о русской поэзии»). Трагическая судьба Гумилева.

А.А.Ахматова (1889-1966)

Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, ил­люзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. Ахматова и И. Анненский. Ахматова и А. Блок. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Сборник «Белая стая». Нарастаниегражданского и национального самосознания поэтессы. Пафос ответственности за судьбы России. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова. «Пушкинское» в ахматовской лирике. Ахматова и обновление метрики русского стиха. Ахматова и акмеизм.

О. Э. Мандельштам (1891—1938)

Связи ранней лирики Мандельштама с поэзией позднего символизма. Книга стихов «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Поэзия Мандельштама и культурные традиции мировой культуры. Стихи Мандельштама как «поэзия поэзии». Драматическая напря­женность лирики поэта. Творчество в годы войны и революции. Сб. «Tristia». Расхождения со вторым «Цехом поэтов». Трагическая тональность стихов Мандельштама этих лет. Мандельштам и русская поэзия XX века.

Г. В. Иванов (1894—1958)

Начало пути. Среди эгофутуристов. Принятие в «Цех поэтов». Ран­ние сборники стихов «Отплытье на о. Цитеру», «Вереск», «Сады». Акмеистическая установка на «вещную» изобразительность. Стилизация жанров пасторали, идиллии, мадригала. Влияние форм стиха И. Анненского, мотивов и поэтических форм творчества Блока. Ориентация на традиции русской поэтической классики.

Проза писателя. Книга воспоминаний «Петербургские зимы». Субъективность оценок событий и лиц. Неудачи в романной форме. Эмиграция.

 

5. Литературный авангард

Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда» в предреволюционную эпоху. «Эгофутуризм» (И. Северянин и др.). «Кубофутуристы» (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов-«гилейцев» (позднее — кубофутуристов) как общественные и эстетические программы. Группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак) и ее особое место в футуризме, Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Русский футуризм в контексте европейского футуризма. Сходство и различия. Устремленность русских футуристов к национальной специфике словесного искусства. Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Утопический идеал «естественного» человека. Проповедь индивидуализма и отрицание не только буржуазных, но и всех культурных традиций.

Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово. Жанры футуристической поэзии. Футуристическая проза и драматургия. Попытка создания футуристического театра. Футуристы в годы мировой войны.

Велемир Хлебников (В. В. Хлебников — 1885—1922)

Гуманистический характер поэзии Хлебникова. Хлебников и Маяковский. Эстетическая теория Хлебникова. Опыты поэта в области русского стихосложения. Мифы Хлебникова. Языкотворчество поэта и его влияние на развитие русского словесного искусства и русского стиха. Жанры поэзии Хлебникова. Поэма «Ладомир» — программное произведение поэта и итог его творческого развития.

Антивоенные выступления Хлебникова и Маяковского.

В. В. Маяковский (1893—1930)

Общественный путь поэта. Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро» («Пощечина общественному вкусу»). Противоречия поэтической практики и футуристической теории. Трагедийно протестующая тональность поэзии раннего Маяковского. Образ поэта - проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»).

Поэма «Облако в штанах» как программное произведение поэта. Маяковский-сатирик. Маяковский в «Новом Сатириконе». Маяковский и традиции русской демократической сатиры. Мечта о гармоническом обществе будущего и гармоническом человеке. Фантастико-утопические формы ее воплощения. Жанры поэзии Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта. Связь его с установкой на создание нового демократического искусства.

Перестройка футуристического движения в 1920 годы. Дифференциация в среде футуристов. Место Маяковского в футуризме 20-х гг.

 

6. Неоклассицистские тенденции в русской поэзии 1910-х годов

М. А. Волошин (Кириенко-Волошин — 1877—1932)

Поэзия Волошина 1910-х гг. — лирика «познания самого себя» и «блужданий духа» (Волошин). «Стихотворения 1900—1910». «Иверни». Стихи Киммерийского цикла и их место в лирике поэта. Влияние на Волошина философской поэзии Вл. Соловьева, философских систем Востока. «Космизм» его поэтической мысли.

Утверждение Логоса, «подвижного равновесия и гармонии» в качестве первоосновы мироздания. Поэтическая мифология Волошина.

«Алоллоническая» настроенность поэта. Пафос защиты культуры и эстетических ценностей. Стихи о революции и гражданской войне. Волошин-критик. Книга художественной критики «Лики творчества».

В. Ф. Ходасевич (1886—1939)

Поэтические сборники стихов, изданные в России («Молодость» 1908, «Счастливый домик» — 1914, «Путем зерна» — 1920, «Тяжелая лира» - 1922). Темы поиска и обретения духовных основ, «честного подвига», «языка, завещанного веками», мира — Божьего «подарка». Философское осмысление земной жизни и смерти.

Неоклассицистское начало поэтического творчества Ходасевича. Эмиграция.

 

Ш

Литература, сочетавшая реалистические и модернистские принципы художественного творчества

 

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходи-
мость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма.
Индивидуально-творческое проявление его в творчестве Б.Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова.

Б. К. Зайцев (1881—1972)

Влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на мироощущение и раннее творчество Зайцева. Лирико-романтический импрессионизм Зайцева. Сборник рассказов «Тихие зори». Роман «Дальний край». Пьеса «Усадьба Ланиных» как произведение «совершенно чеховидное» (М. Горький). Тургеневско-чеховское видение мира. Особенности стилевой системы прозы Зайцева. Импрессионистская стилистика.

Повесть «Голубая звезда» — завершение этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени.

Выезд за границу (1922).

Л. Н. Андреев (1871—1919)

Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала XX века и ее выражение в творчестве Л. Андреева.

Раннее творчество Л. Андреева. Фельетонистика, очерки. Влияние традиций русской демократической прозы (Г. Успенского, А. Левитова). Рассказы 90-х гг. «Чеховские темы» в творчестве Андреева. Отвлеченно-психологический характер их разработки. Городская беднота, люди «дна» в творчестве писателя. Сентиментально-утопический гуманизм этих рассказов («Баргамот и Гараська», «Петька на даче» и др.). Обострение интереса к творчеству Достоевского. Появление традиционного образа «маленького человека» в творчестве Андреева и проблемы «подпольного сознания».

Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана). «Рассказ о Сергее Петровиче», «Стена», «Город». Недоверие к общественным и нравственным возможностям человека. Утверждение идеи трагического одиночества человека в мире («Большой шлем»). Отрицание возможности человеческого сознания постичь истину мира (рассказ «Мысль», «Мои записки»).

Рассказы «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех», их место в развитии художественного метода и стиля Андреева. Движение к экспрессионизму.

Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.

Творчество Андреева в годы революции и предоктябрьское десятилетие. Пьеса «К звездам». Проблема отношений революции и интеллигенции, революции и творчества. Идея детерминированности социальной психологии человека «вечными законами» бытия. Рассказы «Марсельеза», «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных». Поиски «сущностей мира». Особенности стиля рассказов и их символики (психологизм, гиперболизм, своеобразная индивидуализация характеров). Значение аллегории и библейской мифологии.

Обострение противоречий в творчестве писателя. Утверждение нравственной бесцельности революционной борьбы. Рассказ «Тьма». Пьеса «Царь Голод». Социально-конкретное и отвлеченно-абстрактное в трактовке образов.

Философские драмы Андреева «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». Иррационализм миропонимания писателя. Экспрессионистские черты андреевской драматургии. «Жизнь человека» на русской сцене. Ее интерпретация как типично-экспрессионистской пьесы. Постановки пьесы К. Станиславским и Вс. Мейерхольдом.

Статьи Андреева о современном театре. Теория «психодрамы». Отрицание «театра действия» и утверждение будущего театра «чистого психизма», в котором главное действующее лицо — мысль.

Попытка реализации Андреевым этой театральной концепции в пьесах 1910-х гг. («Екатерина Ивановна», «Мысль», «Собачий вальс»).

Проза Андреева 1910-х гг.

Роман-памфлет «Дневник Сатаны» — последнее произведение писателя о вечности противостояния в мире «зла» и «добра» и вечной капитуляции в этом противостоянии последнего.

А. М. Ремизов (1877—1957)

Вариант синтеза реализма и модернизма в творчестве писателя. Своеобразие художественного стиля писателя. Зыбкость границ объективного повествования и субъективного восприятия мира художником. Пессимистические представления о судьбах человека, человечества, истории. Идея фатальной повторяемости человеческого бытия, его «пульсации» от страха к надежде и от надежды к страху перед жизнью. Отражение этой идеи в романе «Пруд», в композиции и ритмической организации прозы. Экзистенциальная и социальная проблематика романа. Фантастика и гротеск Ремизова, их роль в творчестве писателя, отличие их функции от функции гротеска и фантастики в творчестве Гоголя и Лескова.

Субъективный характер стилизаций и обработок Ремизовым мотивов устного народного творчества, легендарных и сказочных сюжетов («Посолонь», «Лимонарь», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда» и др.).

Художественный метод преображения действительности в творчестве Ремизова и его обоснование в кн. «Огонь вещей. Сны и предсонье» (1954). Творчество в эмиграции.

В. В. Розанов (1856—1919)

В. Розанов и Д. Мережковский в религиозных полемиках начала века, сходство и различие.

«Уединенное», «Опавшие листья», «Мимолетное», «Апокалипсис нашего времени». Философская проблематика. Тенденции импрессионизма. Жанровая специфика.

Проза Розанова и психология творчества. Автор как адресат произведения.

Проза Розанова и европейская литература («Опыты» Монтеня, «Мысли» Паскаля, «Дневники» Ж. Ренара).

В. Розанов — литературный критик.

 

IV

Высылка из России писателей, художников, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса XX века. Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции. Их место в литературной жизни русского зарубежья и России XX века.