Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века
1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художественного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.
Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.).
Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гг. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов — как литературной школе. Религиозно-философские «Собрания» и их роль в формировании «нового религиозного сознания». Роль Мережковского в «Собраниях».
Журнал «Мир Искусства» (1899—1904) как первое объединение художников и писателей «новых» направлений. Проблема художественного индивидуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Философов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).
Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гг. Роль в этом журнала «Весы» и его редактора В. Брюсова.
Традиции Ф. Тютчева, А. Фета, русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.
Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец». И.Анненский-драматург. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский — литературный критик.
«Книги отражений» — образцы русской импрессионистической критики.
И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский
и Б. Пастернак.
Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.
2. «Старшие» символисты
Д. С. Мережковский (1865—1941)
Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гг.
Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.
Мережковский в «Северном вестнике» и «Мире искусства». Религиозные воззрения Мережковского в работе «Лев Толстой и Достоевский». Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.
Религиозно-философские собрания. Мережковский и «Новый Путь». Идея единой и вселенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву «О новом религиозном действии». Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.
Трилогия «Христос и Антихрист». Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»).
Метафизическое восприятие первой русской революции. «Грядущий Хам». Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым («Страшное дитя»). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского «Не мир, но меч. К будущей критике христианства», «В тихом омуте», «Больная Россия». Д. Мережковский и Г. Плеханов.
Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.
Драматургия Мережковского («Павел I», «Будет радость»).
Трилогия «Зверь из Бездны»: «Павел I», «Александр I», «14 декабря». Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в «14 декабря». Мотив единения Христа и вольности.
Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.
Отрицание «Октября» как пришествия Антихриста. Эмиграция.
В. Я. Брюсов (1873—1924)
Творчество Брюсова 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это — я»). Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки обновления метрики русского стиха.
Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - организатор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов «Весы» (1904—1909). Книги стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, современности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урбанистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.
Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.
Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.
Брюсов — прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новеллистики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилизация истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христианства. Различие исторической концепции. Роман «Огненный ангел». Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов — критик и переводчик.
Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.
3. Н. Гиппиус (1869—1945)
Ранняя лирика Гиппиус. Поиски «нездешней красоты». Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус («Христу», «За Дьявола Тебя молю...», «Предсмертная исповедь христианина» и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.
Сборники рассказов, романы «Чертова кукла», «Роман-царевич». Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).
В. Злобин («Тяжелая душа») о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе «Сокатил».
Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус «Гризельда» и «Огненный Ангел» В. Брюсова. С. Маковский («На Парнасе Серебряного века») о трактовке сатаны в прозе Гиппиус («Они похожи», «Он-белый»).
Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об андрогинизмев поэзии и прозе Гиппиус.
Враждебное отношение к Октябрю — «блудодейству» России. Гиппиус, Блок и Белый; стихотворения Гиппиус «Шел...», «А. Блоку»; стихотворение Блока «Женщина, безумная гордячка!..». Эмиграция.
К. Д. Бальмонт (1867—1942)
Бальмонт — поэт импрессионистской стилевой тенденции в поэзии
старших символистов. Заостренный аморализм первых стихотворных опытов Бальмонта. Программный индивидуализм его ранней поэзии.
Творческая эволюция Бальмонта-поэта. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Бальмонт об «оргийском торжестве» в стихах «Горящих зданий». Космогоническая картина мира в «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человеком» в сборнике «Литургия Красоты. Стихийные гимны».
Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг.
Фольклорные и сектантские традиции в сборниках «Жар-птица. Свирель славянина», «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные».
Бальмонт — прозаик, критик, переводчик.
Книга «Революционер я или нет?», неприятие большевизма. Эмиграция (1920).
Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников — 1863—1927)
Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы. Роман «Тяжелые сны». Чеховская тема в творчестве Сологуба.
«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры.
М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба. В.Ленин о социальной типичности Передонова. Г.Адамович: Передонов — не тип, а «больная выдумка». Статья Сологуба 1907 г. «Человек человеку - дьявол»; оправдание дьявола. Солипсизм в мировоззрении Сологуба.
Концепция жизни как цепи преображений, как нескончаемой лестницы совершенств (предисловие Сологуба к сборнику «Пламенный круг»), действительность как грязная девка Альдонса (статья «Демоны поэтов»). Земля Ойле — страна-утопия в поэзии Сологуба.
«Творимая легенда». Концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды.
Драматургия 1906—1909 гг. («Дар мудрых пчел», «Победа смерти» «Ванька ключник и паж Жеан», «Ночные пляски», «Литургия Мне»). Жанровое своеобразие.
Неприятие Октября. Отношение к советской России. Участие в деятельности Союза писателей. Символистские мотивы в послеоктябрьских поэтических сборниках. Г.Адамович о просветленности, Божьем начале в поздней лирике Сологуба; В. Ходасевич о мотивах любви к Богу, России и жизни в ранней и поздней лирике Сологуба. Поэт — о бессмысленности своего спора с Богом в последних стихах («Подыши еще немного...»).
3. Младосимволизм
Новые школы в символизме в 1900 годы. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Поэтическое творчество и литературно-критические работы Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса. Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Проблемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллигенции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл.Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства - как средства служения этой цели. Революция 1905 г. и наступление эпохи «разуверений» младосимволистов в метафизических концепциях Соловьева и в своих ранних мистических идеалах.
Ориентация младосимволистов на романтическую традицию германской культуры. Младосимволизм как явление неоромантизма 900-х гг. Осмысление «истории символизма» в мемуарах А. Белого.
А. А. Блок (1880—1921)
Роль Блока в развитии русской поэзии XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта.
Ранние стихи. Влияние романтической поэзии В. Жуковского, лирики А Фета и Я. Полонского. Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии философии Вл.Соловьева. «Разуверения» в мистике Соловьева. Появление мотивов арлекинады. Формирование эстетических взглядов Блока.
Революция 1905 года и творчество Блока. Кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Влияние на Блока идей и поэтики В. Брюсова. Сборник стихов «Нечаянная радость» Столкновение реальности и романтической фантастики. «Снежная маска». Роль и характер метафор в книге. Жизнеутверждающий пафос стихов цикла «Вольные мысли». Блок о роли и месте художника в жизни. Отрицание мистических основ искусства. Разрыв с символистами-мистиками.
Возникновение блоковской концепции отношений народа и интеллигенции. Трагическое ощущение оторванности от народной жизни. Статья «Народ и интеллигенция». Лирические драмы как этап художественных исканий Блока («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка»). Тема поисков путей к народу, родине в драматургии Блока («Песня Судьбы»).
Урбанистические мотивы поэзии Блока. Блок и Брюсов. Особенности блоковского восприятия города и городской культуры. Тема Человека в «страшном мире» («Страшный мир»). Романтическая сатира в творчестве Блока (цикл «Пляски смерти»). Трагическое в поэзии Блока.
Усиление общественных мотивов, веры в светлые начала жизни в лирике Блока 1910-х годов («Ямбы»). Поэма «Соловьиный сад», ее программное значение в творческих исканиях Блока.
Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина»). Поэма «Возмездие». Особенности жанра и стиля. Проблема литературных традиций в творчестве Блока 1910-х гг. Блок и классическая поэзия XIX века. Революция поэтического стиля Блока.
Творчество Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать». Художественный мир поэмы. Синтез романтизма и символизма. Образы-символы природных и социальных явлений. Художественная концепция стихии «музыки». Романтический образ «двенадцати», образ-символ Христа. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих. Поэма в оценках критики.
Стихотворение «Скифы», связь с поэмой. Идеи патриотизма, призыв к братству. Образ России и его место в триаде «Запад — Россия — Восток». Влияние Вл.Соловьева. Литературные традиции в «Скифах». Проблема жанра.
Публицистика Блока: проблема культуры и цивилизации, интеллигенции и народа, нового мира и нового человека, целей творчества и судьбы поэтов («Интеллигенция и Революция», «Каталина», «Крушение гуманизма», «Владимир Соловьев и наши дни», «О назначении поэта»). Концепция романтизма.
Последние стихи Блока («Пушкинскому Дому»). Проблема молчания Блока как поэта. Смерть Блока и отклики на нее. Традиции Блока в русской литературе.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев — 1880—1934)
Творчество писателя как характерное выражение художественного мышления младосимволистов. Белый — поэт, прозаик, критик, мемуарист, стиховед. Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. «Симфонии» Белого. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств.
Сборник «Золото в лазури». Стилевые особенности стихов сборника. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония.
Революция 1905 года. Кризис веры Белого в мифологию Соловьева. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника — революция, народ, Россия. Урбанистические мотивы и их место в стихах сборника. Сб. стихов «Урна»
Проза Белого. «Серебряный голубь». Стилизация и ее функция в творчестве Белого. Роман «Петербург» — выражение основных творческих идей писателя 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и Запад» и их художественное осмысление в романе. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.
Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» русского символизма.
Вяч. Иванов (1866—1949)
Поэт, драматург, теоретик «теургического» искусства.
Книги лирики «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904). Основные темы и образы стихов сборников. Образ России. Идея «соборности», противопоставляемая индивидуалистическому сознанию. Вяч. Иванов о назначении поэта и поэзии.
Сборник стихов «Cor ardens» (1911—1912) и «Нежная тайна» (1912).
Вяч. Иванов как теоретик символистского искусства (сб. статей «По звездам», «Борозды и межи»).
Иванов в эмиграции.
4. Акмеизм
Кризис символизма. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий,, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевич и др.). Акмеизм. Разнородность акмеистического движения. Попытка реформы эстетической системы символизма, формирование новой эстетической системы. Установка на «вещное» восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье и др.), интерес к французскому «стилизму» рубежа веков (А. де Ренье, А. Франс). Роль стилизации в творчестве акмеистов. «Адамисты». Культ первоначал жизни в природе и человеке.
Своеобразие поэтического стиля в поэзии акмеистов. Проза писателей, близких к акмеизму (М. Кузмина, Б. Садовского).
М. А. Кузмин (1872—1936)
М. Кузмин — поэт, прозаик, драматург, критик. Статья Кузмина «О прекрасной ясности» как предвестие поэтической теории акмеистов. Поэзия Кузмина (сборники стихов «Сети», «Осенние озера», «Глиняные голубки»). Мотивы лирики Кузмина. Место «Александрийских песен» в поэзии начала века. Кузмин и творчество художников-мирискусников. Прозаическое творчество Кузмина.
Стилевые особенности поэзии и прозы писателя. Место стилизации в творчестве Кузмина. Стилизации Кузмина и стилизованная историческая проза Б. Садовского, С. Ауслендера. Проблема стилизации в русской литературе и искусстве 1910-х годов.
Драматургия М. Кузмина. Мистерия «Комедия о Евдокии из Галиополя, или Обращенная куртизанка», отношение к ней Ф. Блока («О драме»).
Н. С. Гумилев (1886—1921)
Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, из русских поэтов - И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья «Наследие символизма и акмеизм» — манифест нового направления в поэзии. Сборник «Чужое небо». Метрическое своеобразие стиха. Военные стихи. Сборник «Колчан». Стихи сборника «Огненный столп» как итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Поэмы и драматургия писателя. Литературно-критические статьи («Письма о русской поэзии»). Трагическая судьба Гумилева.
А.А.Ахматова (1889-1966)
Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. Ахматова и И. Анненский. Ахматова и А. Блок. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Сборник «Белая стая». Нарастаниегражданского и национального самосознания поэтессы. Пафос ответственности за судьбы России. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова. «Пушкинское» в ахматовской лирике. Ахматова и обновление метрики русского стиха. Ахматова и акмеизм.
О. Э. Мандельштам (1891—1938)
Связи ранней лирики Мандельштама с поэзией позднего символизма. Книга стихов «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Поэзия Мандельштама и культурные традиции мировой культуры. Стихи Мандельштама как «поэзия поэзии». Драматическая напряженность лирики поэта. Творчество в годы войны и революции. Сб. «Tristia». Расхождения со вторым «Цехом поэтов». Трагическая тональность стихов Мандельштама этих лет. Мандельштам и русская поэзия XX века.
Г. В. Иванов (1894—1958)
Начало пути. Среди эгофутуристов. Принятие в «Цех поэтов». Ранние сборники стихов «Отплытье на о. Цитеру», «Вереск», «Сады». Акмеистическая установка на «вещную» изобразительность. Стилизация жанров пасторали, идиллии, мадригала. Влияние форм стиха И. Анненского, мотивов и поэтических форм творчества Блока. Ориентация на традиции русской поэтической классики.
Проза писателя. Книга воспоминаний «Петербургские зимы». Субъективность оценок событий и лиц. Неудачи в романной форме. Эмиграция.
5. Литературный авангард
Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда» в предреволюционную эпоху. «Эгофутуризм» (И. Северянин и др.). «Кубофутуристы» (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов-«гилейцев» (позднее — кубофутуристов) как общественные и эстетические программы. Группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак) и ее особое место в футуризме, Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Русский футуризм в контексте европейского футуризма. Сходство и различия. Устремленность русских футуристов к национальной специфике словесного искусства. Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Утопический идеал «естественного» человека. Проповедь индивидуализма и отрицание не только буржуазных, но и всех культурных традиций.
Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово. Жанры футуристической поэзии. Футуристическая проза и драматургия. Попытка создания футуристического театра. Футуристы в годы мировой войны.
Велемир Хлебников (В. В. Хлебников — 1885—1922)
Гуманистический характер поэзии Хлебникова. Хлебников и Маяковский. Эстетическая теория Хлебникова. Опыты поэта в области русского стихосложения. Мифы Хлебникова. Языкотворчество поэта и его влияние на развитие русского словесного искусства и русского стиха. Жанры поэзии Хлебникова. Поэма «Ладомир» — программное произведение поэта и итог его творческого развития.
Антивоенные выступления Хлебникова и Маяковского.
В. В. Маяковский (1893—1930)
Общественный путь поэта. Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро» («Пощечина общественному вкусу»). Противоречия поэтической практики и футуристической теории. Трагедийно протестующая тональность поэзии раннего Маяковского. Образ поэта - проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»).
Поэма «Облако в штанах» как программное произведение поэта. Маяковский-сатирик. Маяковский в «Новом Сатириконе». Маяковский и традиции русской демократической сатиры. Мечта о гармоническом обществе будущего и гармоническом человеке. Фантастико-утопические формы ее воплощения. Жанры поэзии Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта. Связь его с установкой на создание нового демократического искусства.
Перестройка футуристического движения в 1920 годы. Дифференциация в среде футуристов. Место Маяковского в футуризме 20-х гг.
6. Неоклассицистские тенденции в русской поэзии 1910-х годов
М. А. Волошин (Кириенко-Волошин — 1877—1932)
Поэзия Волошина 1910-х гг. — лирика «познания самого себя» и «блужданий духа» (Волошин). «Стихотворения 1900—1910». «Иверни». Стихи Киммерийского цикла и их место в лирике поэта. Влияние на Волошина философской поэзии Вл. Соловьева, философских систем Востока. «Космизм» его поэтической мысли.
Утверждение Логоса, «подвижного равновесия и гармонии» в качестве первоосновы мироздания. Поэтическая мифология Волошина.
«Алоллоническая» настроенность поэта. Пафос защиты культуры и эстетических ценностей. Стихи о революции и гражданской войне. Волошин-критик. Книга художественной критики «Лики творчества».
В. Ф. Ходасевич (1886—1939)
Поэтические сборники стихов, изданные в России («Молодость» 1908, «Счастливый домик» — 1914, «Путем зерна» — 1920, «Тяжелая лира» - 1922). Темы поиска и обретения духовных основ, «честного подвига», «языка, завещанного веками», мира — Божьего «подарка». Философское осмысление земной жизни и смерти.
Неоклассицистское начало поэтического творчества Ходасевича. Эмиграция.
Ш
Литература, сочетавшая реалистические и модернистские принципы художественного творчества
Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходи-
мость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма.
Индивидуально-творческое проявление его в творчестве Б.Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова.
Б. К. Зайцев (1881—1972)
Влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на мироощущение и раннее творчество Зайцева. Лирико-романтический импрессионизм Зайцева. Сборник рассказов «Тихие зори». Роман «Дальний край». Пьеса «Усадьба Ланиных» как произведение «совершенно чеховидное» (М. Горький). Тургеневско-чеховское видение мира. Особенности стилевой системы прозы Зайцева. Импрессионистская стилистика.
Повесть «Голубая звезда» — завершение этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени.
Выезд за границу (1922).
Л. Н. Андреев (1871—1919)
Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала XX века и ее выражение в творчестве Л. Андреева.
Раннее творчество Л. Андреева. Фельетонистика, очерки. Влияние традиций русской демократической прозы (Г. Успенского, А. Левитова). Рассказы 90-х гг. «Чеховские темы» в творчестве Андреева. Отвлеченно-психологический характер их разработки. Городская беднота, люди «дна» в творчестве писателя. Сентиментально-утопический гуманизм этих рассказов («Баргамот и Гараська», «Петька на даче» и др.). Обострение интереса к творчеству Достоевского. Появление традиционного образа «маленького человека» в творчестве Андреева и проблемы «подпольного сознания».
Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана). «Рассказ о Сергее Петровиче», «Стена», «Город». Недоверие к общественным и нравственным возможностям человека. Утверждение идеи трагического одиночества человека в мире («Большой шлем»). Отрицание возможности человеческого сознания постичь истину мира (рассказ «Мысль», «Мои записки»).
Рассказы «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех», их место в развитии художественного метода и стиля Андреева. Движение к экспрессионизму.
Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.
Творчество Андреева в годы революции и предоктябрьское десятилетие. Пьеса «К звездам». Проблема отношений революции и интеллигенции, революции и творчества. Идея детерминированности социальной психологии человека «вечными законами» бытия. Рассказы «Марсельеза», «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных». Поиски «сущностей мира». Особенности стиля рассказов и их символики (психологизм, гиперболизм, своеобразная индивидуализация характеров). Значение аллегории и библейской мифологии.
Обострение противоречий в творчестве писателя. Утверждение нравственной бесцельности революционной борьбы. Рассказ «Тьма». Пьеса «Царь Голод». Социально-конкретное и отвлеченно-абстрактное в трактовке образов.
Философские драмы Андреева «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». Иррационализм миропонимания писателя. Экспрессионистские черты андреевской драматургии. «Жизнь человека» на русской сцене. Ее интерпретация как типично-экспрессионистской пьесы. Постановки пьесы К. Станиславским и Вс. Мейерхольдом.
Статьи Андреева о современном театре. Теория «психодрамы». Отрицание «театра действия» и утверждение будущего театра «чистого психизма», в котором главное действующее лицо — мысль.
Попытка реализации Андреевым этой театральной концепции в пьесах 1910-х гг. («Екатерина Ивановна», «Мысль», «Собачий вальс»).
Проза Андреева 1910-х гг.
Роман-памфлет «Дневник Сатаны» — последнее произведение писателя о вечности противостояния в мире «зла» и «добра» и вечной капитуляции в этом противостоянии последнего.
А. М. Ремизов (1877—1957)
Вариант синтеза реализма и модернизма в творчестве писателя. Своеобразие художественного стиля писателя. Зыбкость границ объективного повествования и субъективного восприятия мира художником. Пессимистические представления о судьбах человека, человечества, истории. Идея фатальной повторяемости человеческого бытия, его «пульсации» от страха к надежде и от надежды к страху перед жизнью. Отражение этой идеи в романе «Пруд», в композиции и ритмической организации прозы. Экзистенциальная и социальная проблематика романа. Фантастика и гротеск Ремизова, их роль в творчестве писателя, отличие их функции от функции гротеска и фантастики в творчестве Гоголя и Лескова.
Субъективный характер стилизаций и обработок Ремизовым мотивов устного народного творчества, легендарных и сказочных сюжетов («Посолонь», «Лимонарь», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда» и др.).
Художественный метод преображения действительности в творчестве Ремизова и его обоснование в кн. «Огонь вещей. Сны и предсонье» (1954). Творчество в эмиграции.
В. В. Розанов (1856—1919)
В. Розанов и Д. Мережковский в религиозных полемиках начала века, сходство и различие.
«Уединенное», «Опавшие листья», «Мимолетное», «Апокалипсис нашего времени». Философская проблематика. Тенденции импрессионизма. Жанровая специфика.
Проза Розанова и психология творчества. Автор как адресат произведения.
Проза Розанова и европейская литература («Опыты» Монтеня, «Мысли» Паскаля, «Дневники» Ж. Ренара).
В. Розанов — литературный критик.
IV
Высылка из России писателей, художников, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса XX века. Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции. Их место в литературной жизни русского зарубежья и России XX века.