Занятие 10. Утопический роман Н.Г.Чернышевского

Литература

II. содержание практической части курса

I. содержание теоретической части курса

АННОТАЦИЯ

Оборотная сторона титульного листа РПУД

Школа региональных и международных исследований ДВФУ

Согласовано   «УТВЕРЖДАЮ»
Школа региональных и международных исследований ДВФУ Заведующая (ий) кафедрой ________________________________ (русского языка и литературы)
Руководитель ОП  
_____________ __________________ (подпись) (Милянчук Н.С.) ______________ _________________ (подпись) (Крылова Г.М.)
«_____»___________________20___г. «______»_________________20____г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

 

История русской литературы (вторая треть XIX в.)

031000.62 «Филология»

Форма подготовки (очная/ заочная)

 

Школа региональных и международных исследований ДВФУ

Кафедра русского языка и литературы

курс 2 семестр 4

лекции 34 (час.)

практические занятия 17 час.

семинарские занятия________час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 51 (час.)

самостоятельная работа 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет _ семестр

экзамен 4 семестр

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ от 10 марта 2000 г., регистрационный N 73 гум/бак), образовательного стандарта ДВФУ.

Рабочая программа обсуждена на заседании

кафедры русского языка и литературы« 01 » сентября 2011 г.

Заведующая (ий) кафедрой_________________________________________ 2011 г.

Составитель (ли): Полещук Л.З.

 

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

 

 

Программа курса «История русской литературы (вторая треть XIX в.)» составлена в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 031000.62 «Филология». Дисциплина «История русской литературы (первая треть XIX в.)» относится к циклу дисциплин направлений, федеральный компонент (ДН(М).Ф. 15.8).

Курс «История русской литературы (вторая половина XIX в.)» связан с такими предшествующими курсами как «История русской литературы (первая треть XIX века)», «введение в литературоведении», «История русской культуры», «Отечественная история» и предваряет изучение таких курсов как «История русской литературы (конец XIX в. – начало XX в.)», «История русской литературы (третья треть XIX века)», «История русской литературы ХХ-XXI».

Цель курса – познакомить студентов с этапами развития русской литературы, ее хронологическими и географическими границами, с ее специфическими особенностями.

Задачи курса – дать представление студентам о литературном процессе второй половины XIX века; показать взаимосвязь общественных и литературных процессов; познакомить студентов с воззрениями западников и славянофилов, художественным творчеством писателей натуральной школы, а также с ведущими писателями второй трети XIX века: И. Гончаров, И. Тургенев, Н. Чернышевский и др.

По завершении обучения студент должен:

- уметь анализировать текст ведущих писателей второй трети XIX века;

- владеть системой знаний о закономерности литературного развития; навыками работы с литературным текстом, владеть методикой идейно-художественного анализа;

- знать представление об истоках и сущности литературного процесса второй трети XIX в.

 

 

Лекции (34 часов)

Тема 1. Введение.Основные тенденции развития литературного процесса ко второй трети XIX в.: доминирование прозы, выход реализма на первый план. Достижения русской литературы перед новым этапом развития и задачи, стоящие перед литературой нового времени. (2 час)

Тема 2. Характеристика общественной и литературной жизни России 40 - 70 годов.Противоречия русской общественной жизни. Оживление общественно - политической жизни. Крестьянский вопрос и реформа 1861 года. Конфликт русского общественного соз­нания (противостояние либерального дворянства и разночинной интеллигенции). Влияние общественно - политической ситуации на характер русской литературы.

Характеристика литературной жизни. 40-е- 50-е годы - "новая волна" в русской литературе (И. Гончаров, И. Тургенев, Н.Некрасов, Н. Чернышевский, М. Салтыков - Щедрин). Натуральная школа. Новая ступень в развитии русского критического реализма. История образования. Хронология, состав, эстетические манифесты. В.Г. Белинский — организатор, теоретик и пропагандист «натуральной школы». Литературно-критическая деятельность Белинского (взгляд на РЛ 1847 г.) Литературно- публицистические альманахи: « Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Проблема «маленького человека» в произведениях «натуральной школы». Философия и поэтика «натуральной школы». Споры вокруг «натуральной школы». Основные жанры натуральной школы: физиологический сборник, социальная повесть, социально - психологический роман. Типология конфликтов натуральной школы: «превращение», биография, диалогический конфликт как способы раскрытия проблемы «человек- среда».Значение «натуральной школы» для развития русского реализма. Литературная критика В.Г. Белинского. Русское славянофильство 40 - 70-х годов (К.С. Аксаков, братья Киреевские). Проблема народности в литературной критике 40 - 70 годов.(4 час)

Тема 3. И.С. Тургенев (1818 - 1883).Личность. Основные этапы формирования личности и творчества. Первый литературный опыт (поэма "Параша"). Знакомство с В.Г. Белинским. Служба в Министерст­ве внутренних дел. Знакомство с Полиной Виардо. Серия очерков из будущего сборника "Записки охотника" ("Хорь и Калиныч", "Контора", "Бурмистр", "Малиновая вода").Обращение Тургенева к крестьянской теме. «Записки охотника». Проблематика, своеобразие. От новеллы к эпосу. «Записки охотника» — эпос крестьянской жизни. Своеобразие цикла. Особенности проблематики. Развитие принципов «натуральной школы». Значение рассказчика. Художественное своеобразие очерков. Мастерство писателя в создании народного характера. Психологизм в раскрытии характеров. Сотрудничество с некрасовским "Современником". Роман "Отцы и дети" (1862 год, ж. "Русский вестник"). Творческая история романа. Характер конфликта. Трагический конфликт в романе. Соотношение се­мейного и социального конфликтов. Философская глубина конфликта. Усложнение пробле­матики и характера конфликта в романе. Противостояние Базарова и Павла Петровича Кир­санова (отталкивание и сближение). Базаров: социальный, психологический, философский тип героя. Проблема нигилизма в романе. Интерес Тургенева к своему герою. Внутрен­ний конфликт Базарова. Мировоззренческий кризис героя. Углубление внутреннего кон­фликта. Усиление жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Соотношение героя и фона. Проблема финала. Художественное своеобразие романа (композиция, диалог - спор, детали портрета, пейзажа, приемы психологической характеристики, богатство языка). "Отцы и дети" в русской критике. Полемика вокруг романа.Актуальность романа в наши дни. Значение творчест­ва И.С.Тургенева.«Дворянское гнездо». Образ Лаврецкого. Образ Лизы Калитиной. Проблематика. Конфликт.(6 час)

Тема 4. И.А. Гончаров (1812-1891).Личность. Происхождение. Характер образования (домашнее, коммерческое училище в Москве, Московский университет). Первый роман "Обыкновенная история" (1847). Очерк "Сон Обломова" (1849). Кругосветное путешествие на фрегате "Паллада". Цензорская деятельность. Публикация очерков "Фрегат "Паллада" (1856). «Обломов» как философско-исторический и любовно- психологический роман (1859). Про­блематика. Замысел. Идея писателя. Проблема характеров Обломова, Штольца, Ольги. Художественная структура и концепция человека. Диалогический конфликт. Обломов и Штольц в романе. Философский уровни конфликта. Ху­дожественное своеобразие романа (пластичность, психологизм, точность и емкость детали, манера повествования). И.А. Гончаров - редактор газеты "Северная почта" (1962 - 1863 гг.), член совета по печати. 70-е годы. И.А. Гончаров - критик (статьи "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского"). Гончаров и русский реалистический роман. Значение творчества И.А. Гончарова в контексте рус­ской литературы 50-70х гг. XIX века. Преодоление романтизма в «Обыкновенной истории». Проблематика романа. Своеобразие конфликта. (6 час)

Тема 5. А.Н. Островский (1823 -1886).Литературная и театральная деятельность. «Гроза» - вершина творчества. Публикация ее в "Современнике" (1860). Проблема семьи в комедии "Гроза" (1859). Проблема русского характера в "Грозе" (Катерина). Жанровая природа "Грозы" (Что это - социально - бытовая драма или трагедия?) Проблема положительного героя в современном мире. Проблематика. Характер конфликта (столкновение двух исторических эпох). Особенности экспозиции в "Грозе". Особенности жанра. Калиновский мир в "Грозе". Кабаниха и Катерина. Черты сходства и различия. Образ Катерины. Катерина Кабанова — «луч света» или «жертва» «темного царства». Отношение к нравственным нормам "темного царства" Кулигина, Бориса, Варвары и Кудряша. Принци­пиальное отличие их протеста от протеста Катерины. Характер финала (гибель Катерины и крушение Кабанихи). Художественное своеобразие драмы. Лиризм. Особенность речевых характеристик. Оценка драмы Н.А. Добролюбовым, И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым. Дальнейшая драматургическая деятельность А.Н. Островского. Углубление психологизма, развитие мастерства дра­матурга. Значение творчества А.Н. Островского. Пьесы Островского на современной сцене. Их актуальность.Место Островского в истории русского театра. Создание реалистической драматургии. Проблема эволюции драматургии. Становление реализма в драме. Островский — создатель самобытной национальной драмы; драматургические принципы Островского. Язык его произведений.(6 час)

Тема 6. Творчество А.А.Фета.Мир личных переживаний, любви, природы, искусства. Эволюция Фета. Философская лирика. Философские взгляды. Эстетика. Фет – теоретик и практик «чистого искусства». Поэтика. Импрессионистические элементы. Ритмика и мелодика фетовского стиха.(2 час)

Тема 7. Творчество Ф. Тютчева.Особенности развития и становления поэзии Тютчева. Романтический историзм. Тютчев и символизм. Место Тютчева в истории русской поэзии. Философская лирика Тютчева, мотивы одиночества («Silentium», «Фонтан», «Душа моя — элизиум теней»). Пантеизм Тютчева («Видение», «Сумерки»). Космос — природа — человек («Сон на море», «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной»). Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»). Славянофильские мотивы у Тютчева. Своеобразие пейзажной лирики поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вес», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер»). Своеобразие поэтики.(2 час)

Тема 8. Н.А. Некрасов (1821 -1877 (1778).Личность. Детство. Роль матери в становлении личности поэта. Образование (Яро­славская гимназия, Петербургский университет (вольнослушатель). Эволюция лирики Некрасова. От сб. «Мечты и звуки» к сб. «Стихотворения 1856 г.».Первые поэтические опыты. Сборник "Мечты и звуки" (1840). Литературная деятельность в "Отечественных за­писках" и "Литературной газете" (1841 - 1846). Демократический характер произведений поэта в 40-е годы. Городские мотивы. Некрасов и «натуральная школа». Некрасов в 50-60-е годы. («Размышления у парадного подъезда, «Песня Еремушки»). Лирика Н. Некрасова: основные проблемы, принципы изображения действительности; форма выражения авторского сознания; композиционные и стилистические средства выражения авторского сознания. Автор, лирический герой, повествовательный элемент в поэзии. Лирическая система Некрасова (лирика Н. как система). Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Основные мотивы. Развитие и своеобразие реализма в лирической поэзии. Проблема реализма в лирике Н. Некрасова (реалистический метод в лирике). Своеобразие лирического героя ("Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом"), идея гражданственности в лирике Некрасова и тема жертвенности. Нравственный идеал поэта (образ "народного за­ступника"). Крестьянская тема в лирике поэта. Народность поэзии Некрасова. Художествен­ное своеобразие крестьянской лирики. Интимная лирика Некрасова и ее своеобразие. Ф. М. Достоевский о поэзии Н.А. Некрасова. Место Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Общественно-литературная деятельность поэта. Некрасов — редактор и издатель «Современника» и «Отечественных записок». (2 час)

Тема 9. М.Е. Салтыков - Щедрин (1826 -1889).Характеристика личности и творчества. М.Е. Салтыков - Щедрин как сатирик. Тради­ции русской классической литературы в творчестве писателя. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации.Образы "литературных негодяев" в произведениях писате­ля. Проблема совести и нравственного возрождения человека. "История одного города". Своеобразие художественной формы. Особенности фантастики. Характер психологизма. Обобщающее значение образов.Сказки. Природа фантастики в сказках. Отличие от народных сказок. Иносказание, гротеск, аллегория, символика, "опрокинутый" мир сказок. Социально- политическая и нравственная проблематика. Художественное мастерство. Язык. Проблема народа в творче­стве Салтыкова - Щедрина. Актуальность произведений Салтыкова - Щедрина.(2 час)

Тема 10. Н.С. Лесков (1831 - 1895).Русская действительность в художественном мире Н.С.Лескова. Художественное своеобразие произведений писателя. Жанр новеллы в творчестве Лескова. Особенности повест­вования, сказовая манера, ориентация на устную форму народной речи. Н.С. Лесков в развитии русской прозы XIX века.(2 час)

(Практические занятия 17 часов)

Занятие 1. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма (1 час)

1. «Натуральная школа» – своеобразный этап становления русского реализма, его развития.

2. «Натуральная школа» как историко-литературное понятие и ее роль в становлении русского реализма.

3. Философские и эстетические основы «натуральной школы».

4. Проблемы теории реализма В.Г.Белинского и «натуральная школа»: Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847г.; Вступление // Физиология Петербурга.

5. Споры вокруг «натуральной школы».

Литература:

1. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997. – 240 с.

2. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. Изд. 2-е. – М., 1982. (первое изд. кн. вышло в 1965 г.).

3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Манн Ю.В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа // Развитие реализма в русской литературе: В 3т. – М., 1972. Т. 1.

5. Манн Ю.В. Натуральная школа. Белинский и развитие литературной теории // История всемирной литературы. В 9-ти тт. Т. 6. – М., 1989. – С. 384-403.

6. Недзвецкий В.А. Манифест социальной беллетристики // Физиология Петербурга. – М., 1984. – С. 5-28.

7. Русская повесть XIX века. – Л., 1973.

8. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма // Виноградов В.В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. – М., 1976.

9. Мельник В.И. Натуральная школа как историко-литературное понятие (к проблеме единства натуральной школы) // Рус. литература. 1978. № 1. С.54-57.

10. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). – М., 1965.

11. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. – Л., 1982.

12. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность Белинского. – М., 1982.

Тексты:

1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу1847г. (конспектировать) // Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти тт. Т.8. – М., 1982. – С. 337-411.

2. Белинский В.Г. Вступление // Физиология Петербурга. – М., 1991. - С. 6-13 (конспектировать).

 

Занятие 2. Западники и славянофилы (1 час)

1. Историософские взгляды П.Я.Чаадаева: «Философические письма» (1-ое –конспектировать); «Апология сумасшедшего» (конспектировать).

2. Исторические судьбы России в философском наследии П.Я.Чаадаева.

3. Духовное наследие П.Я.Чаадаева и русская культура.

4. Историософские взгляды славянофилов: Хомяков А.С. «О старом и новом»; Киреевский И.В. «В ответ А.С.Хомякову» (конспектировать).

5. Славянофилы и русская литература.

Литература:

1. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М., 1989.

2. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избран. письма. В 2-х тт. Т. 1. – М., 1991.

3. Чаадаев П.Я. Статьи и письма (Философические письма. Апология сумасшедшего). – М.: Современник, 1987. (Вступит. статья и комментарий Б.Н.Тарасова).

4. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. – М., 1994. – С. 456-470.

5. Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступит. ст. и коммент. В.Котельникова. – М.: Современник, 1984. – 383с.

6. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. – М.: Современник, 1988. Под общей редакцией Г.М.Фридлендера.

7. Н.О.Лосский. История русской философии. – М.: Сов. писатель, 1991.

8. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. – М., 1976; Литературные взгляды и творчество славянофилов (1830-1850гг.). – М., 1978.

9. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850гг.). – Л., 1984.

10. Цимбаев А.И. Славянофильство. – М., 1986.

11. Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Проблема «Запад – Россия – Восток» в духовном наследии П.Я.Чаадаева // Восток – Запад. Исследования, переводы, публикации. Вып.3. – М., 1988. – С. 110-142.

12. Черепанов И.В. Исторические судьбы России в «Философских письмах» П.Я.Чаадаева // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.4. –М., 1993. – С. 47-59.

Дополнительная литература:

1. Мережковский Д.С. Чаадаев // Мережковский Д.С. Акрополь: избранные лит.- критич. статьи. – М., 1991. – С. 294-303.

2. Мандельштам О.Э. Петр Чаадаев // Мандельштам О.Э. Сочинения в 2-х тт. Т.2. – М., 1990. – С. 151-159.

 

Занятие 3. Роман А.И.Герцена «Кто виноват?» и традиции натуральной школы (2 часа)

1. История создания романа. Оценка романа А.И.Герцена «Кто виноват?» в русской критике: В.Г.Белинский.

2. Традиции «натуральной школы» в романе «Кто виноват?» и новаторство.

3. Литературные традиции в романе А.И.Герцена (Пушкин и Лермонтов: «история души человеческой»).

4. «Диалогический конфликт» и его развитие в герценовском романе: Владимир Бельтов и Дмитрий Круциферский.

5. Система образов в романе «Кто виноват?».

1. Манн О.В. О движущейся типологии конфликтов // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

2. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. – Л., 1982 (гл. «Схема и дискуссия в романах натуральной школы». – С. 71).

3. Герцен и проблемы романа. Н.И. Пруцков. «Кто виноват?» // История русского романа в 2-х тт. – М.- Л., 1962.

4. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997. – С. 104.

5. Путинцев В.А. Герцен-писатель. – М.: Наука, 1952.

6. Лищинер С.Д. К вопросу о традициях «натуральной школы» в творчестве Герцена и Достоевского // Литературные направления и стили. – М., 1976.

 

Занятие 4. Романы И.Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» (2 часа)

1. Трилогия И.Гончарова. Оценка «Обломова» в русской критике.

2. Романы Гончарова и традиции «натуральной» школы.

3. Литературная традиция в романе «Обломов» («история человеческой души»).

4. «Диалогический конфликт» в «Обыкновенной истории» (Александр и Петр Адуевы).

5. Обломов в романе Гончарова («всероссийский тип»). Обломов и Штольц.

Литература:

1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (конспект).

2. Писарев Д.И. «Обломов». Роман Гончарова (конспект).

3. Дружинин А.В. «Обломов». Роман Гончарова.

4. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений – М., 1979.

5. Отрадин М.В. «Обломов» в зеркале времени // Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. статей. – Л., 1991.

6. Десницкий В. Трилогия Гончарова // Десницкий В. Избранные статьи по русской литературе 18-19 веков. – М.-Л., 1958.

7. Краснощекова Е. «Обломов» И.Гончарова. – М., 1970.

8. Мельник В.И. Реализм Гончарова. – Владивосток, 1985.

9. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров // «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М.: Наследие, 1997.

 

Занятие 5. И.Тургенев «Записки охотника», роман «Рудин» (2 часа)

1. «Записки охотника» – эпос крестьянской жизни. Своеобразие цикла, особенности проблематики; развитие принципов «натуральной школы».

2. Проблематика романов Тургенева. Общая характеристика, проблема героя.

3. «Рудин». Проблематика, тип героя. Своеобразие конфликта. «Диалогический конфликт» и развитие традиций «натуральной школы». Оценка романа в русской критике.

Литература:

1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. -Л., 1962. С. 142-170.

2. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 20-х-30-х гг. 19 века. – Л., 1982. С. 180-202.

3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.

Занятие 6. И.Тургенев «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (2 часа)

1. Тургенев «Дворянское гнездо». Проблематика романа. Общая характеристика, проблема героя. «Диалогический конфликт»: Лаврецкий и Паншин.

2. «Отцы и дети». Своеобразие конфликта. Проблематика, тип героя. Базаров: социальный, психологический, философский тип героя.

3. Оценка романа в русской критике: Писарев, Страхов и др.

Литература:

1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. -Л., 1962. С. 142-170.

2. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 20-х-30-х гг. 19 века. – Л., 1982. С. 180-202.

3. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

4. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.

5. Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3т. т. 1. – Л., 1984.

6. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – Л., 1986.

Занятие 7. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и современной интерпретации». «Бесприданница» (2 часа)

1. Островский-драматург: традиции и новаторство. Повествовательные элементы в драме Островского. Первые драматические опыты писателя («Свои люди – сочтемся»).

2. «Гроза». История создания. Экспозиция. Система образов. Образ Катерины в драме. Поэтика.

3. «Бесприданница». Проблематика и поэтика. Лариса Огудалова в драме Островского.

4. Драма А.Островского в русской критике.

Литература:

1. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.

2. Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»

3. А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского».

4. А.Аникст Теория драмы в России от Пушкина до Чехова (История учений о драме). – М., 1972. - С. 282-298.

5. Штейн А. «Крутые характеры» и «горячие сердца» в городе Калинове // Штейн А. Критический реализм и русская драма 19 века. – М., 1962. – С. 249-256.

6. Холодов Е. Катерина Кабанова (опыт характеристики героини драмы Островского) // Русская классическая литература. Разборы и анализы. Сост. Д.Устюжанин. – М., 1969. – С. 244-268.

7. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196-212.

8. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н.Островского // Лебедев Ю.В. В середине века. Историко-литературные очерки. – М., 1988. – С. 275-300.

 

Занятие 8. Лирика Н.Некрасова (2 часа)

1. Основные мотивы лирики Н.Некрасова.

2. Проблема реализма в лирике Некрасова.

3. Принципы изображения действительности.

4. Форма выражения авторского сознания.

5. Композиционные и стилистические средства выражения авторского сознания.

Литература:

1. Б.О. Корман. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1964. – 390 с.

2. Скатов Н. Литературные очерки. – М., 1985. – с. 118-156.

3. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии 19в. Развитие стиля и жанра. – М., 1978. – с. 155-216.

4. Скатов Н. Некрасов: современники и продолжатели. – М., 1986. – с. 7-99.

5. Кулешов В.И. Проблема Н.А.Некрасова // Кулешов В.И. В поисках точности и истины. – М. 1986. - с. 89-96.

6. Корман Б.О. Лирическая система Некрасова // Н.А.Некрасов и русская литература. 1821-1971. – М., 1971. - с. 113-116.

 

Занятие 9. «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина (2 часа)

1. Сатира М.Е.Салтыкова. Традиции и новаторство.

2. Особенности сатиры Салтыкова. Поэтика.

3. «История одного города». Символика. Гротескно-трагическая партитура «Истории одного города».

Литература:

1. Д.Николаев «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. – М., 1971. – с. 187-300.

2. Л.В.Елизарова Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1876). – Калинин, 1977. – с. 20-27, 47-60.

3. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е.Салтыкова-Щедрина. – Саратов, 1980. – с. 20-27, 47-60, 91-113.

 

«Что делать?» (1 час)

1. Поэтика романа: система «двойников» (Лопухов – Кирсанов; «аристократ» – «неуклюжий студент» и проч.).

2. «Что делать?» как философско-интеллектуальный роман.

3. Богословская основа романа; христианская символика в «Что делать?»

4. «Особенный человек» Рахметов.

5. Образ Веры Павловны.

Литература:

1. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 века: истоки и эстетическое своеобразие. – Л., 1974. – С. 207-256.

2. Пинаев М.Т. Чернышевский: художественное творчество. – М., 1984. – С. 19-104.

3. Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: эстетическое своеобразие и художественный метод. – Л.: ЛГУ, 1979. – С. 22-38.

4. Руденко Ю.К. Чернышевский-романист и литературные традиции. – Л.: ЛГУ, 1989. – С. 117-143.

5. «Что делать?» Н.Г.Чернышевского: историко-функциональное исследование. – М., 1990. – С. 183-218.

6. Наумова Н.Н. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» – Л., 1978.