Объект и предметы изучения БЖД.

Цель, задачи курса, объекты и предметы изучения

Человек и среда обитания. Антропогенные опасности и защита от них.

Лекция №1

Спец. 100101

Основы законодательства РФ об охране труда.

Статья 1– понятие охраны труда. Охрана труда (ОТ)– это система обеспечения безопасности и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, включающая правовые социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия.

Статья 4– право работника на охрану труда. Каждый работник имеет право на охрану труда, на рабочее место, защищенное от воздействия ОВФ, на нанесение вреда от нанесенного ему увечья или заболевания, на отказ без необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни до устранения этой опасности; на обеспечение средств индивидуальной защиты в соответствии с нормами; на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановления деятельности предприятия, в связи с наличием опасных факторов; на обращение с жалобой в соответствующие государственные органы в связи с неудовлетворительными условиями работы и охраны труда; на участие в проверке и рассмотрение вопросов об улучшении ОТ.

Статья 5- гарантия права работника на ОТ.

Статья 6– приводятся ограничения на любую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.

Статья 7– приводится система государственного управления ОТ.

Статья 8– приводятся органы управления ОТ на предприятии и объединении.

Статья 9 – обязанности работодателя на обеспечение охраны труда. Работодатель обязан обеспечить: безопасность при эксплуатации зданий производственного назначения; соответствующие требования эксплуатации, режимы труда и отдыха работников; организацию санитарно-бытового и лечебного обслуживания; возмещение вреда от причиненного работнику увечья и профессионального заболевания; обучение, инструктаж и проверку знаний по ОТ; беспрепятственный допуск органов государственного надзора для проверки условий и ОТ: необходимые меры по обеспечению сохранности здоровья работников в случае аварии; обязательное страхование работников в следствии заболевания или несчастного случая.

 

 

Введение. Научные основы курса «Безопасность жизнедеятельности».

 

1.1 Цель, задачи курса, объекты и предметы изучения

1.2 Опасность, риск, безопасность

1.3 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

 

Деятельность — это необходимое условие существования человеческого общества, которая охватывает все процессы (духовные, интеллектуальные, практические), протекающие в, производственной, научной и в бытовой сферах жизни. При этом модель процесса дея­тельности человека можно представить в виде элементов “человек и среда его обитания”, имеющих прямые и обратные связи, с помощью которых реализуются две цели. Одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая — в исключении не­желательных последствий. К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью и жизни человека, пожары, взрывы, аварии и т.д.

Как известно, деятельность древних людей, как необходимое условие существование человеческого общества, протекала в основном в среде природных опасностей (землетря­сения, пожары, ураганы, наводнения). Среда обитания современного человека, наряду с природными опасностями, дополнительно включает техногенные, экологические и соци­альные. Перечисленные виды опасностей, как правило, могут взаимодействовать между собой, усугубляя тем самым их масштабы и последствия. Можно перечислить наиболее се­рьезные и памятные аварии происшедшие за последние годы. Это землетрясение в Арме­нии на Камчатке и в Турции; гибель пассажиров теплохода "Адмирал Нахимов" в ре­зультате столкновения его с сухогрузом; крушение поездов на железной дороге, близ Ар­замаса, многочисленные аварии на воздушном транспорте (например, падение самолета на жилой массив в Красноярске) гибель моряков на морских судах и подводных лодках “Комсомолец”, “Курск” и многое другое.

Исследования ученых показали, что число аварий, пожаров и катастроф постоянно увеличивается и связывают это в первую очередь:

с ростом численности населения,

с созданием и внедрением новых технологических процессов,

с расширением масштабов производства и ростом числа предприятий ;

с увеличение объемов и расстояний перевозок производственных грузов и людей.

Так, например по данным на 1990 год, в бывшем СССР, в течение года было трав­мировано более 10 миллионов человек и погибло примерно 200 тысяч человек. Установле­но, что основными источниками травм и гибели людей являются

дорожно-транспортные происшествия (ДТП) 50-60тыс. чел;

пожары 10 тыс. чел;

производственные травмы 14 тыс. чел.

Учитывая столь высокий уровень травматизма и смертности государственный коми­тет по образованию в 1990 году постановил ввести в учебные планы высшей школы курс Безопасность жизнедеятельности..

(БЖД) это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В связи с этим БЖД базируется на достижениях таких дисциплин как инженерная психология, физиология человека, охра­на труда, экология, эргономика, экономика и др. Основной целью курса БЖД при этом яв­ляется обеспечение будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками необходимых для:

создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности человека в произ­водственныой и непроизводственнной сферах его существования;

проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с совре­менными техническими требованиями их эксплуатации;

прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуа­ций по защите населения и производственного персонала от возможных последствий ава­рий и катастроф.

 

Для получения объективных рекомендаций решение основных задач БЖД проводит­ся как с научной, так и с практической точки зрения.

При научном исследованиина основе теоретическогоописания исследуемых тех­нологических процессов, их моделирование, с широкой вариацией параметров процессов, создаются предпосылки, для получения принципиально новых знаний в виде закона.

В ходе решенияпрактических задач разрабатываются конкретные мероприятия, обеспечивающие обитание человека без травм, и сохранение его здоровья и работоспособ­ности.

С учетом изложенных положений архитектоника курса может быть представлена следующим образом.

Информация, содержащая в блоках 1, 11, 111, рассматривается на трех научно--по­знавательных уровнях обозначенных буквами А, Б, В.

Информационные блоки и познавательные уровни формируют так называемые ин­формационные поля А1,А11,А111; Б1,Б11,Б111; и В1,В11,В111. Эти поля имеют следую­щую информацию:

А1− Аксиома о потенциальных опасностях, номенклатура и идентификация опасно­стей.

А11−Теоретические основы и методы обеспечения безопасности и разработка на теоретическом уровне средств защиты.

А111—На базе теории катастроф прогнозируются стадии развития аварий, разраба­тываются методы и средства ликвидаций аварий.

Б1—Номенклатура опасностей в условиях конкретных производств.

Б11−Реализация методов, принципов и средств защиты в конкретных условиях.

Б111−Организация мероприятий по ликвидации последствий в конкретных услови­ях.

В1−Приборы и методы контроля технологических процессов и условий труда и др.

В11− Разработка индивидуальных и коллективных средств безопасности и изучение их эффективности.

В111−Моделирование и ликвидация последствий аварий .

 

ЗАДАЧИ КУРСА

 

      I   II   III
  части кур­са   идентификация опасности   защита от опас­ности   ликвидация по­следствий
                 
    А Теор. и метод. основы обеспечения безопасно­сти       АI       АII       АIII  
                 
  Б Прикладная (практи­ческая) безопасность     БI     БII     БIII  
                 
  В лабораторный практикум     ВI     ВII     ВIII  

 

Главным объектом изучения БЖД является среда обитания человека, которая по происхождению (генезису) классифицируется на производственную и непроизводствен­ную.

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою оче­редь состоит из взаимосвязанных элементов таких как. субъект труда, средства труда и др.

Элементы природной среды, особенно такие, как географо-ландшафтные и климати­чески элементы могут проявляться как в производственной так и в непроизводственных сферах. Так например, из данных, приведенных в таблице следует, что элементы произ­водственной среды (средства труда, процесс труда), в значительной мере зависят от пара­метров природной среды (климатические, географо-ландшафтные) особенно в таких сфе­рах производства, как горнорудная промышленность и строительство. Такая же взаимо­связь наблюдается и для непроизводственной сферы обитания.

Таким образом, БЖД рассматривает влияние выше перечисленных факторов на че­ловека как в отдельности, так и в совокупности, что позволяет комплексно реализовать конечную цель БЖД заключающуюся в обеспечении приемлемого уровня безопасности человека в среде его обитания.