ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД
Лекции по БЖД
Содержание
Титульный лист
Биография автора
Лекции по БЖД
ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД
ЛЕКЦИЯ 2. СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Лекция 3. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БЖД
ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ
Лекция 5. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Лекция 7. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Лекция 8. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ
ЛЕКЦИЯ 9. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
Введение. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности, ее состояния в РФ Безопасность деятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безопасности еще больше обострились.
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихийных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.
Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опасности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на человека. Технические системы и производства, созданные на Земле, привели к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетические возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека.
О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения.
Так, число погибших от несчастных случаев в России с 1986 по 1992 годы возросло в 1,7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной (8.032 летальных исхода в 1992 г.). Наибольшую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отравления (29.666 человек). Криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств, 69.834 пропало без вести (данные за 1992 год). Относительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остается крайне сложной экологическая обстановка.
В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насыщенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышающей предельно допустимую. В 1991 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитарно-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров обусловлено именно этими причинами.
Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают санитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть - по бактериологическим.
15 % территории России признаются зонами с кризисной экологической обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (59 лет для мужчин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продолжение снижения уровня здоровья населения.
Происходящие в стране политические и социально-экономические процессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учитывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества - это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности.
В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопасности у нас в стране ?
Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на состояние вопросов безопасности :
1) в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья человека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, следовательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, направленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесообразны ;
2) несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследствие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответственностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований безопасности;
3) низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологической и производственной безопасности);
4) необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура как руководителей всех рангов, работодателей, так и населения в целом.
Содержание | Следующая > | В конец >>
Это основные причины неудовлетворительного состояния безопасности. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменяется соображениями так называемого "здравого смысла". Первопричина такого положения двояка. Она заключается в отсутствии досконально разработанной научной концепции и теоретических основ, а также системы непрерывного образования в области безопасности.
К сожалению в нашей стране нет ни одного научного учреждения, занимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретические положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, "Безопасности жизнедеятельности".
Место БЖД в системе знаний о безопасности человека БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии становления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содержание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках единого курса на основе общих концептуальных теоретических положений безопасности деятельности человека объединяет знания в области "Охраны труда", "Охраны окружающей среды" и "Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безопасности в различных ситуативных условиях.
Аргументами в пользу введения единого курса является следующее :
- единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье : на производстве, вследствие экологических катастроф или в результате их совокупного воздействия;
- в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;
- единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предмета, дает более глубокие мировоззренческие понятия.
БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики.
Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов) :
теоретические основы и методология безопасности деятельности человека ;
производственная (технологическая) безопасность;
экологическая безопасность;
безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со стороны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматривать их в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе "Безопасность в чрезвычайных ситуациях", а шум - в разделе "Технологическая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и экологическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.
Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины Основная цель курса "Безопасность жизнедеятельности" - вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в области безопасности во всех сферах его деятельности, рассматривая при этом полученное образование как элемент общетехнической культуры специалиста и базис технологий достижения социально обоснованного уровня безопасности.
Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач :
- разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности ;
- формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопасности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного благополучия ;
- освоение методик идентификации опасностей на основе системного анализа процессов взаимодействия в системах " Человек - Машина - Окружающая среда " с учетом психо-физиологических особенностей жизнедеятельности ;
- формирование обоснованных подходов к проектированию новой техники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;
- овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.
Основные понятия, термины, определения В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий. Определим основные из них.
Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента : опасность, человек, защита.
Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам чело века как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.
Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в опреде ленных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья заболеванию или снижению работоспособности.
Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенны условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здо ровья.
Приведенные определения опасных и вредных факторов справедлив:
для их проявления в процессе любой деятельности человека (в произволе твенной, бытовой и природной среде).
Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не под разделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).
Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.
По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются зависимости от их природной основы, а пассивные - от особенностей спо соба их активизации (см. рис. 2).
Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявлени размером зоны действия.
Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровен шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).
Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие н, организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т. д. ) .
Пространство, в котором постоянно действует или периодически воз никают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной
Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными.
Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.
Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.
Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.
Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.
Например, риск гибели человека на производстве у нас в стране :
(Россия),
здесь : n - число летальных исходов за год;
N - общее число работающих.
Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный раз личными причинами (данные США) :
автотранспорт - 3*10-4
падение - 9*10-5
пожар и ожог - 4*10-5
станочное оборудование - 1*10-5
огнестрельное оружие - 1*10-5
воздушный транспорт - 9*10-6
железнодорожный транспорт - 4*10-6
электрический ток - 6*10-6
молния - 5*10-7
ядерная энергия - 2*10-10
Приемлемый риск = 1*10-6 , хотя это понятие субъективно. Сравните добровольный риск при пользовании автотранспортом (=3*10-4) и при использовании энергии атомных электростанций (=2*10-10).
Модель процесса деятельности – логическая схема построения курса Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель деятельности человека (см. рис. 3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем : человек и среда, между которым] установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель - созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая - запретительная - исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т. е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности.
Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения особенностей поведенческой деятельности человека и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.
Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверждает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.
Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.
Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей (), которые обусловлены рядом причин природного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Полностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты () в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ().
В общем виде можно записать :
(1)
В наиболее благоприятном случае может достигать уровня приемлемого риска (), когда устранимый риск () сводится к минимуму ().
Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД :
Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особенностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях.
Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.
Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции остаточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.