Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций и
Учебно-методический материал по выполнению
Учебно-методический материал по практической части курса
4.1. Тематика практических занятий…………………………………….. 127
4.2. Учебно-методические материалы для проведения
практических занятий………….………………………………………………...127
4.2.1. Организация практических занятий….………………………….. 127
4.2.2. Варианты задания и исходные данные………… ………………..128
4.2.3. Методические указания по выполнению задания………. ……...129
4.2.4.Основные теоретические положения, используемые
при выполнении практического занятия………………………………………..130
4.2.5.Методика выбора средств в индивидуальной защите
рабочих и служащих в зоне химического заражения………………………….137
4.2.6. Оценка защитных свойств средств защиты органов
дыхания и тела человека……………….………………………………………..138
4.2.7. Порядок использования средств индивидуальной и
коллективной защиты рабочих и служащих в зоне химического
заражения……………….…………………………………………………….. 141
4.2.8. Контрольные вопросы..………………………………………...143
4.2.9. Приложения к практическому занятию ……………………...144
контрольной работы……………………………………………… 151
5.1. Темы контрольной работы и порядок ее выдачи ……………...151
5.2. Общие требования к содержанию и оформлению
контрольной работы………………….………………………………………..152
5.3.Методические указания и справочные материалы к
выполнению контрольной работы на тему: «Оперативное
прогнозирование масштаба и последствий химического заражения
при авариях на химически опасных объектах и на транспорте»…………. 152
5.3.1. Теоретическая часть……………………………………….…... 152
5.3.2. Расчетная часть………………………………………………….156
Заключение……………………………………………………………166
Список рекомендуемой литературы……………………………… 167
классификация чрезвычайных ситуаций:
- внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
- внешние: стихийные бедствия, терроризм, войны, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов.
Общая классификация чрезвычайных ситуаций показана на рисунке 1.1. Все опасности чрезвычайных ситуаций вытекают из данной классификации чрезвычайных ситуаций.
Примечание: Изучение материала по разделу «Безопасность населения и территорий в чрезвычайных -ситуациях» выносится на самостоятельную проработку. Контроль по этому разделу осуществляется или ответом на один из вопросов экзаменационного билета, или предоставлением письменного реферата в объеме 5-10 листов по теме, выданной на установочном занятии.
Лекция №2
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ
2.1 Условия труда
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.
Работоспособность, также как напряженность и тяжесть труда определяют эффективность трудовой деятельности и степень функционального напряжения организма человека.
Работоспособность определяется величиной фуша . • ьвъо
возможностей человека, количеством и качеством работы за промежуток времени.
Напряженность труда определяется, в основном, эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующим преимущественно интенсивной работой мозга.
Тяжесть труда определяется, в основном, физической нагрузкой на организм при труде, требующим преимущественно и энергетического обеспечения.
Для совершения трудовой деятельности человеку необходимо иметь рабочее место.
Рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя.
Рабочая зона - это пространство над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания высотой до 2 м.
В соответствии с гигиенической классификацией труда могут быть оптимальными, допустимыми, вредными и экстремальными (опасными).
Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и наименьшую напряженность организма. Факторы среды и труда не превышают безопасных гигиенических норм (нормативов).
Допустимые условия труда характеризуются такими факторами среды и труда, при которых гигиенические нормативы не превышают допустимых значений. Изменение функционального состояния организма восстанавливается к началу следующей смены.
Факторы среды и труда, обусловленные элементами техносферы, называются производственными факторами или вредными и опасными факторами в техносфере, если оказывают негативное влияние на человека.
Вредные условия труда характеризуются такими производственными факторами, которые превышают допустимые гигиенические нормы и приводят к ухудшению здоровья человека или оказывают негативное влияние на потомство.
Экстремальные условия труда - это такие условия, когда факторы труда и среды при воздействии во время работы приводят к риску возникновения тяжелых заболеваний или создают реальную угрозу жизни. Производственные факторы, воздействие которых на работающих приводит к повреждению организма (травме или внезапной смерти), называются опасными (травмирующими). Производственные факторы, воздействие которых на работающего приводит к ухудшению самочувствия или здоровья, называются вредными.
Лекция №3