Системный подход к анализу хозяйственной деятельности

Комплексный экономический анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода.

Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей.

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностьюпонимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое предприятие, получить более полное представление о нем.

Системный подход в экономическом анализе направлен на разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач, а также позволяет выбрать наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.

Как правило, комплексный анализ проводится поэтапно на основе предварительно разработанной программы.

На I этапе уточняются объекты исследования, цель и задачи анализа, составляется план работы.

На II этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых в дальнейшем будет дана характеристика исследуемого предприятия.

На III этапе определяются источники информации, осуществляется их сбор и проверка на точность, в случае необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид и т.п.

На IV этапе проводится анализ показателей на основе использования той или иной выбранной методики. На этом этапе проводится сравнение фактических результатов деятельности с показателями плана, фактическими данными прошлых периодов, выполняется факторный анализ – выделяются факторы и определяется их влияние на результат, выявляются неиспользованные резервы эффективности деятельности предприятия.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:

Ÿ первый подход - когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;

Ÿ второй подход - когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним сводным комплексным показателем.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используются оба подхода одновременно.

На V этапе происходит оценка полученных результатов, на основе которой вырабатываются управленческие решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия.

Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа, целесообразно построить по схеме:

Ресурсы ® Затраты ® Результаты (РЗР).

Использование системного подхода при анализе деятельности торгового предприятия представлено на рис. 11.1.

Рис. 11.1.Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия

на основе системного анализа

Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффективность их использования, можно разделить на три группы:

I подгруппа - показатели, характеризующие финансовые ресурсы предприятия:

Ÿ основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);

Ÿ оборотные средства в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т.п.);

Ÿ капитал (структура, показатели эффективности использования).

Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия – устойчивость, ликвидность, платежеспособность;

II подгруппа – показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия:

Ÿ численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т.п.);

Ÿ расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т.п.);

III подгруппа – показатели, характеризующие материальные ресурсы предприятия:

Ÿ основные фонды (состав, структура);

Ÿ товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т.п.).

Показатели, характеризующие затраты предприятия и эффективность их использования, включают две подгруппы:

I подгруппа – показатели по издержкам обращения:

Ÿ издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерасхода), затратоотдача и другие показатели эффективности использования издержек обращения);

II подгруппа – показатели по затратам, не учтенным в основных издержках обращения:

Ÿ затраты на приобретение товаров;

Ÿ внереализационные расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги).

Показатели, характеризующие результат хозяйственной деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы:

I подгруппа – показатели объема и структуры товарооборота:

Ÿ товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т.п.);

Ÿ структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т.п.);

II подгруппа – показатели доходов:

Ÿ валовой доход (сумма, уровень, факторы и т.п.);

Ÿ операционные доходы (сумма, структура);

Ÿ внереализационные доходы (сумма, структура).

III подгруппа – показатели прибыли и рентабельности:

Ÿ прибыль (сумма);

Ÿ рентабельность (система показателей рентабельности).

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности торговой деятельности, финансово-хозяйственной деятельности, показатели эффективности хозяйствования торгового предприятия, темпа экономического развития и т.п.

Обобщающим показателем оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выступать показатель экономического потенциала.

Под экономическим потенциалом торгового предприятия понимается совокупность ресурсов – финансовых, трудовых, материальных, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способность его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности предприятия для получения максимально возможного в конкретных экономических условиях дохода.

Экономический потенциал предприятия определяется:

Ÿ реальными возможностями торгового предприятия, как реализованными, так и нереализованными. Нереализованные по каким- либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа;

Ÿ объем ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в основную деятельность;

Ÿ способностью управленческого персонала использовать возможности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспективных целях предприятия.

Рассмотрим более подробно методику проведения комплексного экономического анализа деятельности торгового предприятия.