Инструктажи по безопасности труда

Ответственность за нарушение законов по охране труда

Для должностных лиц, допускающих нарушение законодательств о труде, норм и правил по ОТ, предусматриваются различные виды ответственности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взысканий на виновных вплоть до смещения с должности. Дисциплинарное взыскание накладывается администрацией предприятия.

Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, ответственных за выполнение законов, норм и правил по ОТ. Вопрос об административном взыскании (штра- фе) решается органами, осуществляющими государственный надзор по охране труда.

За нарушение трудового законодательства государственный инспектор имеет право привлекать к административной ответственности до 50 минимальных окладов. При наличии несчастных случаев или других тяжких последствий размер штрафа может быть увеличен судом до 500 минимальных окладов. Виновный может быть наказан лишением свободы. Если не заключен коллективный договор или не выполняются в нем мероприятия по ОТ, работодатель может быть оштрафован до 100 минимальных окладов.

Материальную ответственность несут предприятия за ущерб, причиненный рабочим и служащим в связи с несчастным случаем или ухудшением здоровья, связанными с их работой и происшедшими либо на территории предприятия, либо вне территории при выполнении ими своих трудовых обязанностей, а также во время следования к месту работы и с работы на транспорте предприятия.

Предприятие возмещает ущерб рабочим и служащим в потере или уменьшении заработка, а также расходы на уход за ним, дополнительное питание, протезирование, курортное лечение и т.д.

 

 

Существует несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж обязаны пройти все вновь поступающие на предприятие, а также командированные и учащиеся, прибывшие на практику. Вводный инструктаж проводится в целях ознакомления с общими правилами ТБ и ПС, основными законами об охране труда и правилами внутреннего распорядка. Его проводит инженер по охране труда по программе, утвержденной главным инженером.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными и т.д. Цель - ознакомление с действующими инструкциями по ОТ для данной профессии руководителем участка, показ безопасных приемов работы и т.д.

Повторный инструктаж проводится не реже чем через шесть месяцев. Цель – восстановить в памяти рабочих правила по охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики цеха или предприятия.

Внеплановый инструктаж проводят в случаях изменения технологического процесса, оборудования, приспособлений и т.п.; введения новых инструкций по ОТ; при наличии случаев травматизма в цехе и т.д.

Целевой инструктаж проводят с работниками перед началом работ, на которые оформляется наряд - допуск (работа с электроустановками, в колодцах, траншеях; ремонт газопроводов, работа на высоте и т.д.). Все лица, обслуживающие электроустановки, подвергаются проверке знаний с присвоением квалификационной группы по ТБ при эксплуатации электроустановок потребителей:

оперативный персонал - 1 раз в год;

административный - 1 раз в 3 года.

Если работник совмещает дополнительную работу с основной, то должен быть приказ работодателя на проведение первичного инструктажа по совмещаемой работе.

Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по ОТ

Координация проведения работ по разработке правил по ОТ осуществляется Министерством труда РФ. Межотраслевые правила разрабатываются Министерством труда РФ, отраслевые – соответствующими центральными органами федеральной и исполнительной власти. Правила по ОТ утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока. Типовые инструкции утверждаются центральным органом федеральной исполнительной власти с предварительной консультацией с профсоюзными органами с учетом срока действия соответствующих правил. Инструкции по ОТ должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по ОТ и не противоречить им. Учет и систематизацию межотраслевых и отраслевых правил ведет Министерство труда РФ, а типовых инструкций - органы федеральной исполнительной власти. Утверждение инструкций для работников учитывается службой ОТ в журнале учета.

Министерство труда РФ издает и распространяет утвержденные им правила по ОТ межотраслевого применения. Центральные органы федеральной исполнительной власти издают правила ОТ отраслевого применения.

Действия отраслевых правил по ОТ могут распространяться на другую отрасль с согласия центрального органа федеральной исполнительной власти, утвердившего указанные правила. Информацию об отмене межотраслевых и отраслевых правил по ОТ Министерство труда РФ помещает в «Бюллетене Министерства труда РФ» и в журнале «Человек и труд» не позднее чем за 3 месяца до окончания действия или отмены указанных правил.

Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по ОТ осуществляют специальные уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий и их высших органов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением отраслевых правил и типовых инструкций по ОТ в отношении подчиненных им предприятий.

Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей предприятия и их структурных подразделений, руководителей цехов (участков), бригадиров.

Выполнение инструкций проверяется при всех видах контроля.

Инструкции для работников цехов на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия разрабатываются руководителями цехов, отделов, лабораторий.

Контроль и помощь в разработке инструкций осуществляет служба ОТ. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с профсоюзными органами, службой ОТ и с другими службами по усмотрению отдела ОТ.

Каждая инструкция должна иметь номер и наименование. Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы (с учетом технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа):

а) общие требования безопасности;

б) требования безопасности перед началом работы;

в) требования безопасности во время работы;

г) требования безопасности в аварийных ситуациях;

д) требования безопасности по окончании работы;

Проверка инструкций должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет, а при работах с повышенной опасностью не реже 1 раза в 3 года. Если правила не изменились, то должен быть соответствующий приказ о продлении на титульном листе.

У руководителя подразделения предприятия должен постоянно храниться комплект действующих инструкций работников всех профессий, а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем предприятия.

Инструкции работникам могут выдаваться на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешиваться на рабочих местах или участках, либо храниться в доступном месте. Место хранения инструкций определяет руководитель подразделения. Кроме приведенных правил и инструкций необходимо пользоваться СНиПами, нормативными документами, техническими условиями, стандартами безопасности труда (ССБТ) и т.д.

ССБТ– комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасных условий труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ состоит из 9 подсистем (0,1,...9).

0 – организационно - методические положения (стандарты);

1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;

3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам и т.д.

Стандарты ССБТ систем 0, 2, 3, 4, 5 могут быть государственными, отраслевыми и республиканскими, подсистема 0 – также и стандартами предприятий (объединений),а стандарты подсистемы 1 должны быть государственными.

Отраслевые и республиканские стандарты должны устанавливать требования, нормы и правила в соответствии с государственными стандартами с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике.

Допускается разработка отраслевых стандартов ССБТ подсистемы 1 только на методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов при наличии специфики методов контроля для данной отрасли.

 

Рис. 5.1. Обозначение государственных стандартов ССБТ

 

Пример обозначения: ГОСТ 12.2.001-94 (рис. 5.1) обозначает: 12- ГОСТ ССБТ, 2-требования безопасности к производственному оборудованию, 001-номер ГОСТа в подсистеме, утвержден в 1994 г.