Правда, о войне в «Севастопольских рассказах» Толстого

Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой народ. И Толстой решил в своих рассказах показать всю правду войны. Рассказать, где, кто и как воевал.
В высших кругах общества царило всеобщее восхищение войной, были слышны восторженные речи, хотя никто из тех людей, кто эти речи произносил, в войне не участвовали и представления не имели, что там на самом деле делается. А Толстой в “Севастопольских рассказах” показал всю правду войны: солдаты, простые мужики, живут в грязи, в нечеловеческих условиях. Что ударами ядер и взрывами гранат у них отрывало руки, ноги, разрывало их на части. Больницы были переполнены, раненые лежали на кроватях, а кто и на полу. Людей, чтобы за ними ухаживать, не хватало, медикаментов не было, людей оперировали без обезболивающих средств, везде стоял запах гнилого мяса, везде были слышны стоны и крики. И Толстой с горечью показывает, в каких условиях находятся люди, которые отдают свою жизнь за свободу Севастополя. Но, несмотря на такие условия существования, в их душах живет любовь к родине. В своих рассказах Толстой рассуждает об этой войне. Зачем она нужна? Кому она нужна? Кто говорит красивые слова и строит планы, кто эти планы осуществляет? Во всех рассказах мы видим одно: грязь, кровь, смерть. Простые мужики без всяких благородных речей идут под пули. Никто из этих солдат ничего не получил, ими воспользовались, искалечили им жизнь и выбросили. Никто из них не требует какого-нибудь вознаграждения. Для них лучшая награда — это их жизнь. А люди, имеющие высокое звание, не получили и царапины, хотят, чтобы им дали медали за их геройство, компенсацию за их риск быть убитыми или ранеными. Эти люди рассказывают про свои подвиги, про свое бесстрашие,
а все остальные с таким доверчивым и восхищенным лицом их слушают.
“Севастопольские рассказы” сделали Толстого известным писателем. Эта правда поразила всю Россию. К его рассказам все обращались, как к единственному источнику, из которого можно узнать правду о том, что действительно было на войне в Севастополе. Но Толстой не смог всем людям раскрыть глаза на эту войну, а некоторым его правда очень мешала получать медали и компенсации. Толстой понял, что его попытка обратиться к государственным чиновникам бесполезна, но он не переставал показывать правду в других произведениях.

26. Нравственные искания героев «Войны и Мира»

“Война и мир” — самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических событий. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета — внешний и внутренний. Внешний сюжет — это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний — духовная биография героев. Они постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого.
Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”
Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа именно тем, что хотят постигнуть смысл и цель своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.
Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает всерьез привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.
После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а затем поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,— все это пробуждает в Болконском интерес к жизни, желание деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу — хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет — встреча с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и вновь разлад — Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но сейчас не за славой, а защищать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения — решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого долго считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев.
Таков и Пьер. Внебрачный сын одного из богатейших людей России, он вызывает в светском обществе лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем и желанным женихом. Его брак с Элен, безнравственной и низкой женщиной, становится несчастьем для Пьера. Разрыв с женой, острый духовный кризис приводят Безухова в масонскую ложу, однако вскоре он видит всю фальшь масонства. Пьер пытается заниматься преобразованиями в своих деревнях; все это он делает потому, что для него невыносима жизнь “без цели, без трудов”. Он говорит Андрею: “Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни...”. Особую роль в духовной биографии Безухова сыграла война тысяча восемьсот двенадцатого года. Он, как и Андрей, именно на Бородинском поле нашел большую часть ответов на мучившие его вопросы, ощутил единение с русскими солдатами в борьбе за общее дело. Защищая Москву, он надевает простую одежду, чтобы быть вместе с народом. Время защиты Москвы и плена — труднейшее в его жизни — стало и счастливейшим: ведь он вместе со всеми делал великое дело спасения родной земли. Теми же чувствами был охвачен Пьер, когда наивно собирался спасти человечество от узурпатора, хотел убить Наполеона. В конце романа Безухов рассуждает в духе, близком декабристам. Пьер был одним из лучших представителей дворянства, а многие из них избрали для себя именно этот путь.
Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие.

27. Философские проблемы «Война и мир»

Война и мир была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. Война и мир - одно из самых замечательных произведений литературы.

Годы работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы,г оворится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность.

Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает его величие. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды , - писал Толстой. В Войне и мире , этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления.

Война и мир Война и мир была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. Война и мир - одно из самых замечательных произведений литературы.

Тлстой отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место - домашний очаг.

Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она .ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела В этом Толстой-консерватор. Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею.

Сцена богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана.