Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

В новейшей истории нашей страны одним из первых офи­циальных документов, посвященных формированию единой государственной системы противодействия ЧС, явилось по­становление Правительства Российской Федерации от 18 ап­реля 1992 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». Указанным Постановлением устанавливалось, что российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) создана с целью:

• предупреждения возникновения ЧС, своевременного опо­вещения населения об угрозе ЧС, заблаговременной органи­зации мер по эвакуации населения и защите хозяйственных объектов;

• эффективного управления действиями по спасению лю­дей, уменьшению ущерба общественному хозяйству и ско­рейшей ликвидации последствий ЧС при ее возникновении.

В настоящее время основными правовыми документами в сфере противодействия ЧС являются Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Основные задачи функционирования РСЧС соответствии с указанными документами заключаются в следующем:

- разработка правовых и экономических норм по обеспе­чению защиты населения и территорий от ЧС;

- прогнозная оценка последствий различных видов ЧС;

- реализация целевых научных программ по предупреж­дению ЧС и повышению устойчивости хозяйственных объек­тов в условиях возникновения ЧС;

- обеспечение готовности к действиям по предупрежде­нию и ликвидации ЧС централизованной системы управле­ния РСЧС, а также выделенных для этого сил и технических средств;

- сбор и оперативная обработка информации по обеспе­чению эффективной защиты населения и территорий от дей­ствия ЧС;

- подготовка населения к возможным ЧС;

- формирование финансовых и материальных ресурсов для спасения людей в условиях ЧС и ликвидации последствий ЧС

- проведение государственной экспертизы в области за­щиты населения и территорий от ЧС, оценка нанесенного ЧС ущерба;

- проведение спасательных операций при возникновении ЧС, оперативная ликвидация последствий ЧС;

- мероприятия по социальной помощи пострадавшему от ЧС населению, проведение гуманитарных акций;

- международное сотрудничество в области защиты на­селения и территорий от ЧС.

Базовые принципы функционирования РСЧС для выполне­ния указанных задач предусматривают:

§ невозможность полного исключения риска возникнове­ния ЧС;

§ обеспечение приоритета превентивной безопасности пу­тем предупреждения и профилактики ЧС;

§ координацию всех сил и средств, используемых при воз­никновении и в ходе ликвидации последствий ЧС;

§ необходимость системного подхода к защите населения и территорий с учетом всего многообразия условий, видов и по­следствий возникновения ЧС.

Общая структура РСЧС:

· федеральный уровень с зоной ответственности на всей тер­ритории Российской Федерации;

· межрегиональный уровень с зоной ответственности в каж­дом из девяти выделенных региональных объединений субъек­тов РФ с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибир­ске, Чите, Хабаровске;

· региональный уровень с зоной ответственности на терри­тории каждого субъекта Российской Федерации;

· муниципальный уровень с зоной ответственности на тер­ритории района или города;

· объектовый уровень с зоной ответственности на террито­рии хозяйственного объекта.

Общее руководство РСЧСна федеральном уровне возло­жено на Министерство по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое с 1994 г. возглавляет ми­нистр С.К. Шойгу. Руководство деятельностью это­го министерства осуществляет Президент Российской Феде­рации.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах Российской Федерации для предупреждения и лик­видации ЧС в пределах их территорий. Координирующим органом территориальных подсистем является комиссия по ЧС, а рабочими органами — штабы по делам гражданской обороны (ГО), ЧС и ликвидации последствий стихийных бед­ствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федераль­ными органами исполнительной власти для организации ра­боты в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Так, функциональные системы МЧС России осуществля­ют мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС; предупреждение и тушение пожаров; предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах, координацию деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море Россий­ской Федерации.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) создает функциональные подсистемы проти­вопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов); охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)); мониторинга со­стояния недр (Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)).

Функциональные системы, создаваемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором), осуществляют контроль за ядерно и радиационно опасными объектами, а также за химически опасными и взрывоопасными объектами.

В составе Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) существует функциональная система предупрежде­ния и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находя­щихся в составе Функциональные подсистемы Федеральной службы по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгид­ромета) осуществляют наблюдение, оценку и прогноз опас­ных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды; предупрежде­ния о цунами (совместно с Геофизической службой Россий­ской академии наук, МЧС России, Министерством инфор­мационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России), администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе).

Функциональные подсистемы Министерства промышлен­ности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) действуют в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении Мин­промэнерго России, Федерального агентства по энергетике(Росэнерго), Федерального агентства по промышленности (Роспрома) и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии(Ростехрегулирования), топливно-энергетиче­ского, оборонно-промышленного комплексов, гражданских от­раслей промышленности и уничтожения химического оружия. В Министерстве здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) дей­ствуют функциональные подсистемы Всероссийской служ­бы медицины катастроф; резервов медицинских ресурсов; надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; со­циальной защиты населения, пострадавшего от ЧС.

Состав РСЧС структурных уровней включает в себя сле­дующие основные компоненты:

· координационные органы РСЧС, которыми являются ко­миссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспече­нию пожарной безопасности органа исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, соответствующая комиссия организации (на объектовом уровне) и полномочный представитель Президента Россий­ской Федерации (на межрегиональном уровне);

· постоянно действующие органы управления РСЧС, кото­рыми являются:

- на федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения за­дач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

- на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — региональные центры по делам ГО, ЧС и лик­видации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);

- на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (главные управления МЧС России по субъектам Рос­сийской Федерации);

- на муниципальном уровне — органы, специально упол­номоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного само­управления;

- на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

· органы повседневного управления РСЧС, которыми явля­ются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информа­ционные центры, дежурно-диспетчерские службы федераль­ных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональ­ных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов фе­деральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципаль­ных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объек­тов);

· силы и средства РСЧС, Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

· военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

· учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

· формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

· части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

· силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

· воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

· силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

· восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

· аварийно - спасательные службы Военно-Морского флота России и других министерств;

· военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

· территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

· подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

· военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

· аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;

· отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

Режимы функционирования РСЧС включают в себя следую­щие основные состояния и соответствующие мероприятия:

- режим повседневной деятельности, характерный для со­стояния нормальной производственной деятельности при от­сутствии угроз радиационной, химической, бактериологиче­ской, сейсмической, гидрометеорологической и других видов опасности;

- режим повышенной готовности, характерный для ухуд­шения нормальной обстановки при получении сведений о воз­можности возникновения ЧС и выполнения следующих ме­роприятий: принятие комиссиями по ЧС на себя функций руководства всеми звеньями РСЧС, формирование оператив­ных групп по выявлению обстановки в возможном районе ЧС, усиление контроля за состоянием окружающей природ­ной среды и потенциально опасных промышленных объек­тов, прогнозирование возможности и масштабов ЧС, приня­тие превентивных мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечение устойчивой работы хозяй­ственных объектов, приведение в готовность сил и средств РСЧС, уточнение действий;

- режим ЧС, характерный для состояний возникновения ЧС и ликвидации последствий ЧС, когда осуществляются: выдви­жение в район бедствия сил и средств ликвидации ЧС, защита населения и ликвидация ЧС, определение зоны действия и мас­штабов ЧС, проведение спасательных и восстановительных ра­бот, непрерывный контроль за состоянием аварийных объектов и окружающей природной среды, выделение необходимых ре­сурсов материально-технических и финансовых средств.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС и является важным направлением подготовки и обеспечения деятельно­сти страны в особых условиях военного времени. В мирное время силы и средства ГО участвуют в решении задач, стоя­щих перед РСЧС.

Организация, поддержание и функционирование всей системы ГО выступают как приоритетные государственные задачи оборонного строительства и осуществляются на ос­нове Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Гражданская оборона представляет собой систему меро­приятий, направленных на защиту населения и хозяйствен­ных объектов Российской Федерации от опасностей, возни­кающих непосредственно при ведении военных действий или в результате их осуществления. Общее руководство по со­зданию и функционированию ГО возложено на Правитель­ство Российской Федерации во главе с Председателем Пра­вительства Российской Федерации как начальником ГО страны. Министр МЧС России является первым заместите­лем начальника ГО Российской Федерации.

Руководство ГО в субъектах Российской Федерации, райо­нах, городах и населенных пунктах возлагается на руководителей исполнительной власти, а в министерствах, агентствах и службах, учреждениях и организациях независимо от форм собственности — персонально на их руководителей.

Начиная с 1999 г., когда ГО была выведена из состава Министерства обороны Российской Федерации (Минобо­роны России), за обеспечение готовности всей системы ГО к действию, ее поддержание на высоком уровне, дальнейшее развитие и совершенствование отвечает непосредственно МЧС России.

В перспективе, по данным Центра стратегических иссле­дований МЧС России, близость задач, решаемых РСЧС и ГО, а также возрастающая опасность международного террориз­ма приведут, вероятно, к созданию Российской системы граж­данской защиты (РСГЗ) — единой государственной системы защиты населения и территорий в различных ЧС как мирного, так и военного времени, которая объединит в себе функции, силы и средства РСЧС и ГО, позволив повысить их эффектив­ность и избежать их взаимного структурного дублирования. Возможно также объединение в составе РСГЗ поисково-спа­сательной службы МЧС России и Войск ГО в Государствен­ную спасательную службу (ГСС), функционирующую в мир­ное и военное время в разных режимах.