ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции подразделяется на три периода:

а) архаический VIII- VI вв до.н.э. б) классический V- IV вв до.н.э.

в) эллинистический (вторая пол. IV сер. I в до.н.э.)

Природные условия разнообразные. Районы развития городов изолированы друг от друга горными хребтами. Основной фактор – Средиземное море. Греческий город – полис состоял из городского поселения и сельской округи.

Формы управления:-олигархическое(Спарта) - демократическое Афины

Размеры полисов различны: Спарта – 8 400 кв.км Афины - 5 550 кв.км

6 полисов на о.Эвбея 3 700 кв.км 22 полиса Фокиды 1 650 кв.км (каждый 75 кв.км)

Социальный состав :

1) потомственно – родовая знать: землевладельцы, торговцы, ремесленники

2) иностранцы (не пользовались правом гражданства): – метеки

- из ближайших селений - периетеки

3) рабы до 1/3 жителей

Города архаического периода состояли из укреплённого акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с общественной (рыночной) площадью Агорой.

в VIII - VII вв. до н.э. города ещё не имели внешних крепостных стен (г.Селинунт на о.Сицилия. Город располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной реки, а с востока морской бухтой.

На акрополе параллельно друг другу располагались главные храмы (VI в. до н.э.). Регулярная планировка акрополя относится к архаической эпохе, когда были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направления. Ширина улицы сев.-юг = 9 м, на неё выходили кварталы протяжённостью 30 м с поперечными проходами 3,6 – 3,9 м.

Архаические ансамбли были полихромными (красные метопы) золотые щиты.

Общегреческие культовые центры: Олимпия и Дельфы.

Олимпия.Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского происходили в 776 г. до н.э. каждые 4 года. Во время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны и всё мужское население отправлялось в Элиду, где у подножия лесистой горы Кронос располагалось святилище (Альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса (460 г. до н.э.), украшенный статуей Зевса (скульптор Фидий) с алтарём, в котором во время Олимпийских игр поддерживали огонь. Напротив храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик - стоа – «Эхо». Окружённое этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей – агор.

Рядом со святилищем располагался стадион на 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. В долине реки Алфея располагался ипподром для конных состязаний.

Святилище было окружено многочисленными сооружениями: гимнасием, палестрой и т.д. и общественными сооружениями – булевтерий.

Размеры города небольшие. Жители: жрецы и судьи, и ремесленники.

Рабы на Олимпийские игры не допускались.

Святилище Олимпии сложилось в эпоху архаики, однако в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени.

  1. отсутствие жёсткой симметрии,
  2. живописное равновесие архитектурных объёмов,
  3. гармоническое единство архитектуры с окружающей природой,
  4. сомасштабность с гармонически сложенным (монументализированным) человеком.

В процессе греческой колонизации вырабатывались приёмы в размещении городов: 1) близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей,

2) наличие чистой питьевой воды,

3) наличие плодородных земель,

4)благоприятные условия для обороны города и режима ветров,

5) наличие естественного стока дождевых вод

В V в. до н.э. в г.Милете жил Гипподам – теоретик и практик градостроитель, который разработал градостроительные концепции регулярного плана с новымифункциональными и эстетическими принципами.

Новые и общие характерные черты (Милета и Пирея)

1) Зонирование территории (торговая, общественная, жилая)

2) Ориентация главных улиц с юго-запада на северо-восток

3) гармоничные пропорции кварталов, 7 : 6; 7 : 4

4) ширина улиц: второстеп. улицы – 3,5 м; главные улицы – 7м, ведущая дорога 15м, т.е. ширина улиц последовательно удваивалась.

5) улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана.

Центр г.Милета развивался вдоль двух пространственных координат. Вдоль одной располагался гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой торговые и общественные площади.

Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа (размер 166 х 128 м). Северная агора (меньше), предназначалась для торговли предметами роскоши. Между агорами располагался гражданский центр городской общины: булевтерий – т.е. здание городского совета. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины.

Планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены не имели геометрически правильных очертаний, Они не сковывали рост города.

Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из 2-х, четырёх и более домов. Город развивался путём наращивания жилых единиц от центра к периферии.

Расцвет греческой культуры и архитектуры (классика) совпадает с возвышением г.Афины. Протяжённость г. Афины с запада на восток – 1,5 км. На территории города имелась гряда холмов, среди которых самым массивным был холм Акрополя 300 м длиной и 150 м шириной, высотой 60 м над уровнем моря.

В V в. до н.э. началось строительство Афинского Акрополя. Первое сооружение – статуя Афины Воительницы (скульптор Фидий). Через год архитекторы Иктин и Калликрат начали строительство храма Афины – Девы – Парфенон (447 – 438 г.г. до н.э.) на самой высокой точке холма. Размеры Парфенона 30,89 х 69,54 м .

В 437 г. до н.э. архитектор Мнесикл начал строительство Пропилей ( закончил в 432 г.до н.э.). В 421 г. до н.э. – строительство Эрехтейона, в это же время существовал маленький ионический храм Ники (Бескрылой победы, архитектор Калликрат).

Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно сюжетные зоны. Зона Парфенона, который был задуман не как вместилище божества, а как монумент военной и гражданской славы Афин, обращалась ко всему греческому миру. Северная зона, обращённая к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилей заключалась в объединении двух сюжетно – композиционных начал.

Художественное единство достигалось за счёт : единого пропорционального строя архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилей, а также за счёт единства архитектуры и скульптуры.

Каждая из скульптур: Афины Воительницы, Афины Девы (в Парфеноне),

Афины покровительницы города (в Эрехтейоне), Афины Гигейи (покровительницы здоровья), Афины Эрганы (покровительницы ремёсел)

имела свой масштаб и располагалась в определённом месте.

Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определённой траектории, что было связано со знаменитыми праздниками Панафинеями. Порядок торжественного шествия был запечатлён Фидием на ионическом фризе Парфенона. Шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.

На других холмах г.Афин - позднее были построены храмы (храм Тезея).

Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком (VI в. до н.э.). Город был окружён крепостными стенами с воротами. Афинская агора была озеленена по контуру платанами. Выделялись отдельные жилые районы: Лимны, Мелите, Керамик.

Жилые дома построены из дерева и кирпича- сырца. Жилища были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.

Классический период связан с возвышением Афин.

Эллинизм связан с возвышением Македонии.

в VI и V вв. до н.э. Македония была окраиной греческого мира.

Эллинизм связывают с именем Александра Македонского (356 – 323 г.г. до н.э.). Это период, когда при слиянии греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоёванные страны в колоссальную многоязыковую монархию.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр Македонский либо строил новые укреплённые поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ.

Первым городом, которому Александр Македонский даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшимся к долине извилистой реки Меандр. Город был удобен для жизни людей. От северных ветров его защищали горы. Вода из горных источников по керамическим трубам распространялась по городу. Город окружён крепостной стеной, которая охватывала территорию с учётом дальнейшего роста. Размеры общественного центра и многочисленные зрелищные сооружения рассчитаны на город более крупных размеров.

План города был регулярным. Единственная проезжая улица (зап – восток) называлась улицей Западных ворот. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы (сев- юг) представляли собой лестницы. Главная улица имела ширину 7,36 м., остальные 3- 4,4 м. Город разделён на жилые кварталы, стороны кварталов соотносились как 3 : 4. Во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения». Каждый квартал из четырёх жилых домов. Каждый дом состоял из небольшого мощеного дворика, окружённого жилыми и служебными помещениями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проёмами входов.

Общественные здания Приены располагались на трёх террасах.

На нижнем уровне размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и стадионом. На второй террасе – главный общественный и торговый центр. Центр состоял из агоры продуктового рынка и святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окружённой колоннадой, за которой располагались лавки и общественной части, обращённой к Священной стоа. Священная стоа (стоа Ороферна) была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей.

На третьей террасе располагалось главное святилище города – храм Афины Полиады – покровительницы города (арх. Пифей). Ионический периптер храма Афины хорошо виден с агоры, особенно по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода.

Таким образом, Приена – уникальный образец эллинистического градостроительства, соединивший два направления в развитии градостроительного искусства Греции : усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

За время походов Александра Македонского было основано свыше 70 Александрий.

Самым крупным былгород Александрия Египетская (331 г. до н.э.).

Город ориентирован почти точно по странам света. Главная улица проходила параллельно морю, длина её 7 км, ширина 30 м. Улица на всём своём протяжении имела колоннады. Высота застройки - 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славился сад Мусейона, священная роща при здании дудопроизводства Дикастерионе и парк Панейон, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершине.

После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Селевкидов; Греко – Бактрийское царство, Пергамское царство и Македонию.

Последователи Александра Македонского продолжали основывать новые города. Царь Птолемей основал 75 новых городов, одним из них был город Птолемиада (близ г.Фивы).

Среди городов царства Селевкидов особо выделялся г. Дура – Европос на р. Евфрат. Он был ориентирован по странам света, как большинство городов Двуречья, город обнесён крепостными стенами, имел трое ворот, в северо-восточной части – цитадель. В центре – агора. Уличная система - прямоугольная. Ширина главной улицы- 12,65 м, 2 поперечные – 8,45 м, остальные – 6,35 м.

Городские кварталы занимали участки 70,5 х 35,2 м, т.е. имели пропорции 1 : 2.

Столицей Пергамского царства был г. Пергам. Он не имел регулярной планировки, а свободно развивался у подножия Акрополя. Улицы шириной 10 м

имели замощение камнем и водостоки. Город был окружен стенами с нескольких сторон, главными были южные ворота. В городе имелось две площади - Верхний и Нижний рынки, три гимнасия, библиотека. Главная улица от Южных ворот вела к Акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трёх террасах, она поднималась на высоту 250 м на верхнюю агору, затем, после подъёма в 40 м, подходила к входу в акрополь и вела вдоль царских садов.

По левую сторону от дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкает Пергамская библиотека.

Святилище Афины с трёх сторон окружено двухъярусными беломраморными портиками, с четвёртой стороны открыто на город. Храм Афины (дорического ордера) сдвинут к краю террасы святилища. Ниже по рельефу к северу располагался Большой алтарь Зевса (I пол. II в. до н.э.).Скульптурный фриз 120 м высотой 2,5 м с изображением битвы богов с гигантами (посвящён победе пергамских войск над племенами галатов). Из святилища Афины можно было попасть в театр, вырубленный в скале. Позднее к театральной сцене была пристроена галерея.

Таким образом, Пергамский акрополь представляет собой несколько изолированных друг от друга ансамблей, однако благодаря возможности обозрения, создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей. Особенно эффектным был западный фасад акрополя со стороны моря. Раскрывалась веерообразная композиция - живописная и уравновешенная.

 

Таким образом, градостроительство IV – конца II в. до н.э. характеризуется следующими основными особенностями :

1) городские пространства становятся самостоятельной архитектурной темой;

2) использование колоннад, портиков, галерей в формировании пространств городских площадей для придания им геометрической правильности и единообразия;

3) возрастание роли перистиля в жилой архитектуре, святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях;

4) развитие тенденции к замкнутости городских пространств;

5) развитие приёмов создания единых архитектурно – пространственных композиций на разных уровнях сложного рельефа;

6) высокий уровень благоустройства: замощение улиц и площадей, водопроводы;

7) опыт строительства многоэтажных домов для сдачи помещений внаём;

8) строительство вилл;

9) попытка выработать космополитический художественный язык:

- внесение в греческое искусство восточных элементов;

- увеличение масштабов архитектурных ансамблей;

- увеличение формально – композиционной стороны в ущерб идейно – художественному

содержанию;

- пышное декорирование зданий.