ФРАГМЕНТЫ ИЗ САТИРЫ А. КАНТЕМИРА «К УМУ СВОЕМУ».
Сатиры Кантемира.
Белинский говорил, что «развернуть изредка сатирика Кантемира и прочесть какую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение».
Всего Кантемир написал 9 сатир. Они делятся на 2 группы: 5 сатир, написанных в 1729-31 гг., до отъезда за границу и 4 сатиры заграничного цикла (1738-39 гг.).
Композиционное построение всех сатир Кантемира единообразно. Сначала идёт вступление, представляющее чаще всего обращение, например, к уму, к Феофану, к солнцу, к музе. Далее без какой-либо логической связи он переходит к созданию сатирических портретов. Отсюда типичные для Кантемира двойные заглавия сатир: первое определяет обращение, второе относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты.
Характеристика сатирических персонажей:
Критон – представитель духовенства. Он ворчит и вздыхает, потому что науки ведут к ереси и безбожию:
«Расколы и ереси науки суть дети,
Больше врёт, кому далось больше разумети.
Приходит к безбожию, кто над книгами тает», –
Критон с чётками в руках ворчит и вздыхает
И просит, святая душа, с горькими слезами
Смотреть, сколь семя наук вредно между нами…
Сильван– помещик; он который жалуется, что науки препятствуют людям, которые его кормят, заниматься физическим трудом:
Сильван другую вину наукам находит:
«Ученье, – говорит, – нам голод наводит »;
Живали мы преж сего, не зная латыни,
Гораздо обильнее, чем мы живём ныне,
Гораздо в невежестве больше хлеба жали,
Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли…».
Лука– пьяница и гуляка, который ополчается против наук, так как они разрушают весёлую компанию:
Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:
«Наука содружество людей разрушает;
Люди мы к сообществу божия тварь стали,
Не в нашу пользу одну смысла дар прияли…
Вино – дар божественный, много в нём провору:
Дружит людей, подаёт повод к разговору,
Веселит, все тяжкие мысли отнимает,
Скудость знает облегчать, слабых ободряет…»
Медор – модник (щёголь, франт). Он жалуется, что бумага, которая ему нужна на папильотки, чтобы сделать кудрявую причёску, расходуется на книги:
Медор тужит, что чересчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть завитые кудри;
Не сменит на Сенеку он фунт пудры.
Перед Егором* двух денег Вергилий не стоит,
Рексу*, не Цицерону, похвала достоит.
* Егор – известный московский портной; Рекс – модный московский сапожник.
Тема 3. Михаил Васильевич Ломоносов
Великий Ломоносов. Гордость земли русской. Первый из первых. Родоначальник мыслей, идей, теорий. Стихотворец, мастер и ремесленник. Ум и умелец. Знания не пугали его – за ними он пошёл в Москву. Мы хорошо помним его путь из Холмогор. Из холода, мрака, тьмы – к свету, к вратам науки, в белокаменный храм мудрости.
Феномен Ломоносова… В чём он выразился?
На этот вопрос самый точный ответ дал Пушкин:
«Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник».
Ломоносов – физик: главная его заслуга заключается в том, что он первым в России разработал учение о молекулярно-атомном строении вещества; а также создал кинетическую теорию газов. Он изучал природу северного сияния и сделал по этому поводу ряд научных открытий; изучал физическую структуру солнца и описал своё научное открытие стихами.
Ломоносов изучал природу электричества. Построил «грозовую машину» – громоотвод. Исследовал происхождение шаровой молнии. Опасные опыты проводил совместно с Рихманом, который погиб о удара молнии. Но Ломоносов продолжал опыты, несмотря на все препятствия духовенства, считавшее гибель Рихмана «Божьей карой».
Химик – экспериментально доказал (ещё до Лавуазье) закон сохранения и превращения энергии;
Астроном – разработал теорию возникновения Земли (независимо от Канта, но практически идентичную) из космической пыли; самостоятельно построил по своей конструкции телескоп и изучал солнце и Венеру. Он открыл существование атмосферы у этой планеты.
Геология / минералогия – произвёл большое количество анализов горных пород, доказал органическое происхождение торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В научном труде «Слово о рождении металлов от трясения Земли» он изложил идею о закономерной эволюции природы и фактически применил метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма.
География – предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты местности; исследовал морские льды и дал их первую классификацию.
История – в 1748 г. академик Миллер готовил для публичного выступления в АН речь «О происхождении и имени народа российского». Ломоносов, взбешённый тем, что Миллер некритически воспринял летописную легенду ол призвании варягов, ринулся в бой за честь русского народа. В итоге он погрузился в изучение отечественной истории и написал ряд исследований, среди которых «Краткий российский летописец с родословием», «Рассуждение о размножении и сохранении русского народа», «Древняя российская история».
Промышленность – на примере развития стекольного производства:
Экспериментальным путём разработал способ получения прозрачного, а затем и цветного стекла; сам стал промышленником: учредил завод по получению цветного стекла в Усть-Рудицах. Завод должен был обеспечить развитие искусства мозайки в России. В отсутствие мастеров, он сам выложил мозаическую картину «Петровская баталия». Более того, он, пропагандируя развитие стекольной промышленности, написал поэму «Письмо о пользе стекла».
Ломоносова называют «Петром Великим русской литературы». К этой фразе следует добавить: не только литературы, а, шире, филологической науки и просвещения. Делом всей его жизни было распространение просвещения в России. С его именем связаны все крупнейшие начинания, относящиеся к середине 18 века, среди которых – реорганизация Академии Наук и учреждение университета в Москве. В соответствии с проектом Ломоносова И.И. Шувалов подал прошение в Сенат и добился открытия университета (12/25 января 1755 г., в Татьянин день).
Филология – «Тупая оратория, косноязычная поэзия, необоснованная философия, неприемлемая история, сомнительная юриспруденция – без грамматики», – утверждал Ломоносов.
Он является автором многих филологических трудов, среди которых «Письмо о правилах российского стихотворства», «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», «Риторика», «Грамматика».
Теория «трёх штилей». Ломоносов считал, что русский литературный язык должен освободиться «от старых и неупотребительных речений, которые народ не разумеет». Эти мысли изложены в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке». Его учение о «трёх штилях», которое даётся в этом трактате, обосновывает идею, что литературный язык соединяет живые формы живого русского языка и церковнославянского в тех его элементах, которые не утратили своего понимания, смысловой и поэтической выразительности, то есть, ассимилировались с разговорным языком.
Таким образом, цель теории – ограничить и упорядочить включение церковнославянской лексики в состав русского литературного языка. Ломоносов выделяет «три рода речений»:
1.Общеупотребительные слова, включая церковнославянизмы.
2.Малоупотребительные слова, за исключением устаревших.
3.Исконно русские слова, за исключением просторечных и вульгарно-бранных.
Три «штиля» Ломоносов определяет по соотношению церковнославянской и исконно русской лексики.
Высокий. Применяется при написании од, героических поэм, прозаической речи о важных материях.
Средний. Употребляется для написания всех театральных сочинений, сатир, лирических произведений; в прозе – исторических произведений; а также научных трактатов.
Низкий. Используется при написании эпиграмм, песен, дружеских писем, описания обыкновенных дел.
Ода как жанр классицизма. Ода (от греч. песня) – торжественное, патетическое стихотворное произведение. Классическая ода – славословие абсолютистской монархии, её высшим властелинам, выдающимся деятелям, полководцам, их победам.
Поэтика оды регламентирована. Обязателен высокий «штиль», изобилующий церковнославянизмами, сравнениями, восходящими к античной мифологии. В одический канон входят риторические вопросы, восклицания, строгий 4-стопный ямб, десятистрочная строфа.