От чрезвычайных ситуаций

Раздел 3. Комплекс мероприятий по защите населения

МЧС России является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, обеспечения пожарной безопас­ности, а также координирующим деятельность феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

Указом Президента Российской Федера­ции от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий. В январе 1994 г. этот комитет был преобразован в Министерст­во по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Российской Федерации (МЧС России).

В систему МЧС России входят:

§ региональные центры по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

§ органы, специально уполномоченные решать за­дачи гражданской обороны и задачи по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ Государственная противопожарная служба;

§ войска гражданской обороны;

§ образовательные, научно-исследовательские уч­реждения и иные организации, находящиеся в веде­нии МЧС России.

Для решения гуманитарных задач в МЧС России существует Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основными задачами МЧС России являются:

1. Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

2. Осуществление по решению Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской оборо­ны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за преде­лами Российской Федерации.

3. Осуществление в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

4. Осуществление управления в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также координация деятельности феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

5. Осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

МЧС России в пределах своей компетенции осу­ществляет следующие основные мероприятия:

· издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

· проводит в установленном порядке проверки го­товности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

· в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на министерство задач;

· привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычай­ных ситуаций;

· осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Россий­ской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации;

· заключает в установленном порядке с междуна­родными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий сти­хийных бедствий и оказанием иностранным государ­ствам гуманитарной помощи.

Создание МЧС России стало первым шагом в деле построения в стра­не современной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Министерство выступи­ло в роли организатора этой системы. В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено «Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)». В 1995 г. эта сис­тема была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций.

Целью создания системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

§ разработка и реализация правовых и экономиче­ских норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функ­ционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

§ обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ подготовка населения к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

§ прогнозирование и оценка социально-экономиче­ских последствий чрезвычайных ситуаций;

§ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

§ осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ ликвидация чрезвычайных ситуаций;

§ осуществление мероприятий по социальной за­щите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; проведение гуманитарных акций;

§ реализация прав и обязанностей населения в об­ласти защиты от чрезвычайных ситуаций, в том чис­ле лиц, непосредственно принимающих участие в их ликвидации;

§ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориаль­ных подсистем, которые действуют на федеральном, региональном, территориальном, местном и объекто­вом уровнях.

Функциональные подсистемысоздаются феде­ральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемысоздаются в субъек­тах Российской Федерации для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их терри­торий и состоят из звеньев, соответствующих админист­ративно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координацион­ные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и сред­ства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обес­печения.

Координационными органами РСЧС являются:

§ на федеральном уровне — Правительственная ко­миссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас­ности федеральных органов исполнительной власти;

§ на территориальном уровне (в пределах террито­рии субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

§ на местном уровне (в пределах территории муни­ципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности органа местного самоуправления ;

§ на объектовом уровне — комиссия по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

§ на федеральном уровне — МЧС России, структур­ные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

§ на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий МЧС России;

§ на территориальном и местном уровнях — соот­ветствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций на территориях субъектов Российской Феде­рации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

§ на объектовом уровне — структурные подразде­ления или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой систе­мы являются:

§ центры управления в кризисных ситуациях, ин­формационные центры, дежурно-диспетчерские служ­бы федеральных органов исполнительной власти;

§ центры управления в кризисных ситуациях регио­нальных центров;

§ центры управления в кризисных ситуациях орга­нов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти;

§ единые дежурно-диспетчерские службы муници­пальных образований;

§ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При рассмотрении третьего вопроса необходимо познакомить студентов с основными режимами функционирования РСЧС, указав, что РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки может функциониро­вать в следующих режимах:

§ режим повседневной деятельности;

§ режим повышенной готовности;

§ режим чрезвычайной ситуации.

Для координации деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации). В ее состав входят наиболее подготов­ленные, опытные и ответственные специалисты струк­турных подразделений объекта. Эта комиссия осу­ществляет руководство разработкой и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функ­ционирования организаций и объектов при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

В состав комиссии, как правило, входят руководи­тель объекта или его первый заместитель (председа­тель комиссии), один из заместителей руководителя и начальник штаба по делам ГОЧС (заместители пред­седателя комиссии), заместитель главного инженера, главные специалисты объекта (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по тех­нике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, начальники служб. Рабочим органом комиссии является штаб (от­дел, сектор) по делам ГОЧС.

Для выявления причин возникновения чрезвычай­ной ситуации, прогнозирования и оценки ее масшта­бов и характера, выработки предложений по ликвида­ции из состава комиссии по ЧС объекта формируются оперативные группы.

 

 

 

Включает в себя:

· Оповещение населения об опасности и информирование, о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях,

· Эвакуация и рассредоточение,

· Инженерную защиту населения и территорий,

· Радиационную и химическую защиту,

· Медицинскую защиту,

· Обеспечение пожарной безопасности,

· Подготовку населения в области защиты от ЧС.

 

Указанные мероприятия проводятся заблаговременно. Проводятся с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других факторов. Объемы, содержание, сроки определяются на основе прогнозов природной и техногенной опасности на конкретной территории. При этом исходят из принципа разумной достаточности и экономических возможностей региона, объекта. Реализуют эти принципы совместно службы МЧС и учреждения гражданской обороны.