ТЕМА 60, 61

ЗАДАЧИ

№ 1.

Общество с ограниченной ответственностью «Рудольф» поручило торговому предприятию «Людмила» на комиссионных началах реализо­вать партию мужских костюмов по оговоренной цене за единицу.

Торговое предприятие «Людмила» реализовало костюмы по цене, поч­ти вдвое превышающей оговоренную договором, и оставило себе всю разницу между ценой реализации и ценой, согласованной с обществом «Рудольф», в качестве комиссионного вознаграждения.

Общество «Рудольф» не согласилось с этим, утверждая, что размер комиссионного вознаграждения был определен ими в договоре в размере 5% стоимости проданной партии костюмов. Разницу же комиссионер обя­зан возвратить комитенту.

Торговое предприятие, не соглашаясь с этим, указало, что 5% вознаг­раждения предусмотрено договором для случая, когда костюмы не могут быть реализованы по более высокой цене.

Кто прав в этом споре?

 

№ 2.

Соколов заключил с агентством недвижимости договор, по которому агентство обязалось подобрать для него трехкомнатную квартиру, распо­ложенную в кирпичном доме рядом со станцией метро. Соколов внес аванс в размере 100% стоимости квартиры и оплатил услуги агентства, составляющие 7% от стоимости квартиры. Все денежные средства были переданы представителю агентства и помещены в сейф, один ключ от ко­торого передали Соколову, а второй находился у администратора агентства.

Когда подходящая Соколову квартира была найдена, выяснилось, что ее стоимость составляет 60% суммы, полученной агентством от Соколо­ва. Соколов после оформления квартиры на свое имя потребовал от агент­ства возвратить разницу между фактически выплаченным и причитаю­щимся агентству вознаграждением. Представитель агентства заявил, что между агентством и Соколовым заключен агентский договор, по которо­му агентство действовало от имени и за счет Соколова при подборе и оформлении квартиры. Цена этого договора составляет 7% стоимости квартиры. Ответственность за нарушение принятых обязательств данным договором не предусмотрена, тем более что агентство, найдя для Соколо­ва более дешевую квартиру, выполнило свои обязанности по договору с наибольшей выгодой для клиента. Соколов обратился за советом к

юристу.

Какой совет следует дать Соколову? Подготовьте план необходи­мых мероприятий по защите интересов Соколова.

 

ТЕМА 62, 63

ЗАДАЧИ

№ 1.

Художник Кисточкин заключил с краеведческим музеем договор об экспонировании трех своих картин на выставке. Картины были переданы музею. После окончания срока экспозиции картины Кисточкину возвращены не были, так как, по заявлению директора музея, они были переданы фирме “АРТ-люкс” для организации выездной экспозиции и во время перевозки утеряны. Кисточкин обратился в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.

Музей против иска возражал, мотивируя свой отказ от выплаты тем, что выставку организовывал не он, а фирма “АРТ- люкс”, а Совтрансавто не обеспечило надлежащую перевозку картин. Предварительная оценка картин и страхование не производились.

Кто несет ответственность и на основании каких нормативных актов?

Как определить величину компенсации за утрату картин в этом случае?

 

№ 2.

Ведущим конструкторам СКБ “Стройтехнология” было поручено разработать систему снижения износа прошивочных стержней при производстве щелевых кирпичей. Они задачу решили и изобрели прошивочный узел с прошивкой кирпичей “вдогон”, на что СКБ получило патент.

СКБ предоставило ООО “Шифер-стан” исключительную лицензию сроком на 7 лет на право изготовления этого узла для оборудования линий по производству щелевого кирпича. Цена лицензии составляла 5 млн. руб. паушально и 12 % роялти. Авторам было решено выплатить 900 тыс. руб. Узнав об этом, авторы заявили, что возражают против продажи лицензии, а если СКБ продаст лицензию помимо их воли, то они будут требовать 50 % цены лицензии, включая паушальную сумму и роялти.

Кому и в каком порядке выдается патент на служебное изобретение?

Что такое “исключительная лицензия”?

Могут ли авторы запретить продажу лицензии на служебное изобретение?

Как определяется цена лицензии?

Что означает паушальная сумма и роялти?

На какое вознаграждение и каким образом могут претендовать авторы?

№ 3

По радио в рубрике «Новости науки» была передана в эфир опублико­ванная в журнале статья Радченко «Результаты исследования дна Ладож­ского озера». Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия его статью не передавать в эфир. Радиокомитет заявил, что по авторскому закону все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использование произведений без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

 

№ 4.

Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили дого­вор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи изда­тельству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили изда­тельству о расторжении договора, издательство им ответило, что посколь­ку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше ни­какими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского до­говора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исклю­чительных и неисключительных прав?

№ 5

На предприятии художественных промыслов была разработана новая модель чайного сервиза, расписанного по эскизам художника Маркова. В связи с предстоящим запуском модели в производство возник вопрос о необходимости обеспечения охраны прав предприятия и художника-дизайнера. Юридическая фирма, к которой предприятие обратилось за консультацией, разъяснила, что наилучшим способом охраны было бы при­знание данной модели промышленным образцом. Однако сделать это не­возможно, так как рассматриваемое художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия не обладает промышленной применимостью, ибо предполагает ручную роспись каждого изделия.

Впрочем, по мнению юридической, фирмы, третьи лица все равно не смогут воспользоваться данной разработкой, которая является произведе­нием декоративно-прикладного искусства и не может быть использована без согласия ее автора, т.е. художника-дизайнера.

Насколько правильна данная консультация?

 

№ 6

Работники технологического бюро Чернышев и Хромов в установлен­ном законом порядке признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В суд поступили иски от Фролова, начальника технологиче­ского бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о вклю­чении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руко­водство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышеву и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам.

Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования?