ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДВУЗ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

Красноармейск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение    
Лекция № 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РИСК как оценка опасности  
Лекция № 2. ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДНАЯ СРЕДА”    
Лекция № 3. Психика человека и безопасность жизнедеятельности    
Лекция № 4. Стресс. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА  
Лекция № 5. ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ. ЛИТОСФЕРНЫЕ ОПАСНОСТИ  
Лекция № 6. ГИДРОСФЕРНЫЕ И АТМОСФЕРНЫЕ ОПАСНОСТИ  
Лекция № 7.ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ  
Лекция № 8.Социально-политические опасности  
Список литературы  

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы безопасности жизни и здоровья человека тесно связаны с процессом устойчивого развития человечества. В XXI веке эту проблему надо рассматривать как одну из приоритетных в деятельности мирового сообщества в условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности человечества: материально-производственной, бытовой, социально-политической и культурно-духовной. Принимая во внимание это, еще в начале 90-х годов XX века специалистами ООН разработана стратегическая Концепция устойчивого развития человеческого сообщества, так называемая Повестка дня на XXI века.

Невзирая на пессимистические прогнозы относительно будущего человечества, Концепция содержит новую парадигму безопасности жизни людей, в которой убеждает в том, что глобальные проблемы человечества(голод, обнищание, безработица, болезни, разного рода войны, инфекционные заболевания и другие) можно решить лишь путем организованного взаимодействия населения всей планеты и правительств всех государств.

Цель концепции ООН - это создание условий для безопасного существования как каждого отдельного человека современности, так и следующих поколений. Она, как отмечает академик Михаил Згуровский, в значительной степени является продолжением концепции ноосферы, сформулированной нашим соотечественником В. Вернадским еще в первой половине XX века.

Суть ее заключается в обязательной согласованности экономического, экологического и человеческого развития таким образом, чтобы от поколения к поколению не ухудшались качество и безопасность жизни людей, состояние окружающей среды и происходил социальный прогресс, который признает потребности каждого человека.

Проанализировав Концепцию, можно выделить такие ее основные направления:

1. Безопасность жизнедеятельности населения любой страны обеспечивается не вооружением, а долговременным процессом устойчивого развития человека, которое оценивается индексом человеческого развития (ИЧР).

ИЧР характеризуется такими показателями:

- экономическим - реальная прибыль (доход) на душу населения за паритетом покупательной способности;

- социальным - уровень образованности населения и средняя продолжительность жизни;

- экологическим - обобщенный показатель состояния окружающей среды.

Нормирование ИЧР находится в диапазоне от 0 до 1. В соответствии с такой нормируемой формой наихудшие значения ИЧР будут отвечать числовым значением, близким до 0, а наилучшие - будут приближать эти значения до 1, то есть 0 < ИЧР < 1. По данным ООН, Украина за ИЧР в 2005 году занимала 78 место.

2. Безопасность жизни и здоровья человека должна рассматриваться как компонент развития материально-производственной, социально-политической, культурно-духовной и бытовой сфер жизни общества. По мнению специалистов ООН, XX век стал показательным для современной цивилизации. Человеческое развитие за этот период происходило чрезвычайно быстро. Развивающиеся страны превзошли в три раза темпы развития промышленно развитых стран. В 3,7 раза выросла численность населения планеты. Продолжительность жизни увеличилась от 50 до 67лет, смертность детей уменьшилась. Значительно доступнее стало образование. Сегодня на планете 82 %образованных людей. Улучшилось питание населения планеты. Если в 60-х годах XX века около 60% людей были на грани выживания, то уже в начале 90-х годов в таких условиях находилось лишь 32 % населения планеты. По уровню социального развития (Ис)Украина занимает 72 место (Ис = 0,554).

3. Для большинства людей ощущения безопасности ассоциируется преимущественно с проблемами повседневности (питание, тепло, стабильность, одежда, медицинское обслуживание, работа, зарплата, образование и другое). Современный уровень научно-технического прогресса (НТП) в совокупности с мировой экономикой способны обеспечить население планеты продуктами питания, энергией, социальными расходами на пенсии, здравоохранение и окружающую среду и т. п. А это отражает степень зрелости общества каждой страны. Уровень экономического развития характеризуется индексом экономического развития (Иэр). Украина по этому показателю занимает 91 место (Иэр = 0,319).

4. Безопасность человека является общей категорией, которая характеризует обеспечение жизнедеятельности человека любой страны. Глобальная угроза безопасности людей возникает в силу того, что национальные катастрофы, как правило, выходят за пределы государственных границ. Априори - ни одна страна не может изолироваться от целого мира, то есть глобальная стабильность всей биосферы зависит от целостности биологических и физических естественных систем каждой страны, ее способности защищать свою окружающую среду. Это оценивается с помощью индекса экологического состояния (Иэс). По состоянию на 2005 год Украина по этому показателю находится на 108-ом месте (Иэс = 0,447).

Организация Объединенных Наций в рамках целевых программ координирует сама и направляет усилие мирового содружества на решение отмеченных проблем.

Ведь реализация Концепции устойчивого развития невозможна без подготовки человека к активному участию в обеспечении длительной полноценной жизни в обществе, которое динамически изменяется. Успех этого замысла возможен лишь при условии осознания каждым человеком, что безопасность ее собственной жизни и безопасность всего человечества заключается в формировании четких мировоззренческих принципов. Потому что от знаний человека, ее эффективных действий, правильности решений, моральных принципов зависит, или удастся уберечь жизнь на земле.

Именно развитие всех звеньев образования по вопросам безопасности человека предоставит каждому человеку возможность понять важность своего гармоничного существования в окружающей среде, а также научит принимать правильные решения в условиях возникновения разного рода опасностей.


Лекция № 1 - 2