По незнанию этих требований.
Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе деятельности человека.
Психология безопасности деятельности человека.
Наряду с перечисленными выше характеристиками защитных действий организма человека большое значение имеют психические факторы, к которым относятся внимание, мышление, воля, эмоции, память, воображение и другие. Совокупность этих качеств определяет личность. Личные качества человека существенно влияют на безопасность деятельности человека.
Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современном производстве невозможно решать только инженерными методами.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста.
Международный и отечественный опыт свидетельствует, что от 60 до 90% травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших. Сократ: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо».
Под психологией безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека.
Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности). Свойства личности – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.
Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.
В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936г.) назвал стрессом.
Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, порождает весьма различные, а порой даже противоположные результаты. Существует зависимость продуктивности (работоспособности) действий человека от степени его эмоциональной активации. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Однако психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты деятельности до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов деятельности вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) человека не должна превышать 40..60% максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.
Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость к подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.
С какими же отрицательно действующими факторами – стрессами – приходится чаще всего сталкиваться работающему на современном производстве?
Выделяют шесть групп производственных стрессов:
1. Интенсивность работы.
2. Давление фактора времени (штурмовщина, срочная работа и т.д.).
3. Изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между работниками (операторы современного производства часто удалены один от другого или находятся в изолированных помещениях).
4. Однообразная и монотонная работа, например у приборных пультов.
5. Недостаточная двигательная активность (многие часы человек находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходимость действия возникает редко).
6. Различные внешние воздействия (шумы, вибрация, высокие температуры и т.д.).
Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуально свойственного уровня психической работоспособности. Утрачиваются живость и координация действий, могут появиться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления.
В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения:
1. Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.
2. Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Совершаются многочисленные, недиктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.
Таким образом, запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения человека в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.
Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.
Умеренное напряжение- это нормальное рабочее состояние, возникает под мобилизующим влиянием трудовой активности. Это состояние психической активности – необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме, который осуществляется в комфортных условиях и при нормальной работе технических устройств.
В оптимальных условиях промежуточный и конечный цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах.
Повышенное напряжениесопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия – условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.
Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, делятся на следующие группы:
1. Физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям.
2. Биологический страх.
3. Дефицит времени на обслуживание.
4. Повышенная трудность задачи.
5. Повышенная значимость ошибочных действий.
6. Наличие релевантных помех.
7. Неуспех вследствие объективных обстоятельств.
8. Дефицит информации для принятия.
9. Недогрузка информацией.
10. Перегрузка информацией.
11. Конфликтные условия.
Кроме того, напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях:
Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым напряжением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающие в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
Политония – напряжение, вызванное необходимостью переключения внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
По времени действия психические состояния можно разделить на группы:
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Это состояния удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему.
2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.
3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность.
Организация контроля за психическим состоянием человека необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека.
Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности человека, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков), группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания. При выраженных формах наблюдаются падения человека и судорожные движения тела и конечностей.
Пароксизмальные перерывы в деятельности человека могут быть причиной губительных последствий для специалистов опасных профессий. Современные средства психофизических исследований позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев.
Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность заторможенность, затруднение переключения внимания. Замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.
Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.
Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Современная медицина располагает большим арсеналом психофармакологических средств, оказывающих влияние на психическую деятельность и состояние людей.
Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Однако прием активных стимуляторов на ответственных видах работ способен вызвать отрицательный эффект – ухудшается самочувствие, уменьшаются подвижность и скорость реакций.
К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека:
- нарушается управление движениями;
- человек при этом реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, поспешно, колебания внимания становятся беспорядочными и менее управляемыми;
-нарушается также широта и критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения.
Какова бы ни была степень опьянения, любое, даже незначительное употребление алкоголя повышает подверженность опасности. Регулярное употребление алкоголя снижает сопротивляемость организма, вследствие чего в нем могут возникать различные заболевания, в особенности инфекционные. На организм, пораженный алкоголем, сильнее действуют и промышленные яды, вызывающие некоторые профессиональные заболевания.
Пьянство и алкоголизм представляют серьезную проблему для БЖД. Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и отрицательное влияние их на работоспособность общеизвестны. По различным данным, например, автомобильный травматизм в 40-60% случаев связан с употреблением алкоголя.
С позиций безопасности деятельности особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.
Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм – болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им точность и аккуратность в работе. Они все чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных производственных ситуациях.
Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий ставит перед управленцами производственной деятельности задачу создания и совершенствования системы контроля за психическим состоянием людей.
Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.
На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:
1. Конфликтреакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью.
2. Поведение срыва– при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.
3. Тревога (тревожное ожидание)–эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.
4. Страх– эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избегания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасения, боязнь, испуг, ужас).
5. Испуг– безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.
6. Ужас– наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.
Осознание опасности может вызвать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма – реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на деятельности.
Нередко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как «разумный страх» в виде опасения, осторожности, осмотрительности.
6. Паника– одна из форм страха. Биологическим механизмом ее является активно-оборонительный вид рефлекса; она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Рассматривая влияние панического состояния на движения человека, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:
1. Действие не совершается, т.е. паническое состояние приводит к полной закостенелости поступков («он оцепенел»).
2. В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации.
3. Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты.
4. Человек продолжает автоматические действия без каких либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.
Состояние паники – это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации.
Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.
Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы – ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.
Массовая паника – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.
Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники:
1. Связаны с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.).
2. Общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия).
3. Физиологические условия (усталость, голод, опьянение).
Законы групповой психологии необходимо учитывать при анализе опасных ситуаций.
В действиях человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.
Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам: