Общие требования к судовому оборудованию и помещениям.

Безопасность труда при грузовых и ремонтных работах.

Безопасность при выполнении общесудовых работ.

Общие требования к судовому оборудованию и помещениям.

Основная литература:

1. Шарапов В.И. Охрана труда на судах флота рыбной промышленности. М. ВО «Агропромиздат», 1989.- 350с., с.153-295.

2. Иванов Б.Н. Охрана труда на морском транспорте. М. «Транспорт», 1989.- 319с., с.92-246.

 

Дополнительная литература:

Безопасность труда на морских судах обеспечивается не только улучшением условий и повышением уровня организации труда, но и созданием безопасной техники и технологических процессов.

При проектировании судов и оборудования необходимо учитывать условия их эксплуатации с тем, чтобы при воздействии влажности, солнечной радиации, высоких и низких температур и давлений, агрессивных веществ, ветровых и волновых нагрузок, крена и качки судна оборудование было надежным и не вызывало опасности. В этих целях устанавливаются особые требования к материалу основных элементов конструкции, применению в конструкциях специальных средств защиты, соблюдению эргономических рекомендаций, проектированию органов управления и расположению оборудования.

Материалы, применяемые на судах, не должны выделять или образовывать вредные и опасные факторы, поэтому все новые материалы должны предварительно подвергаться проверке на гигиеничность и взрывопожароопасность. Все судовые конструкции и элементы оборудования, с которыми может контактировать человек, не должны иметь острых кромок, углов, неровных, горячих и переохлажденных поверхностей.

Все рабочие места на судне должны быть защищены от опасностей и вредностей, угрожающих здоровью и жизни человека. В этих целях запрещено располагать их:

1. Непосредственно над котлами и под ними, а также сосудами, находящимися под давлением.

2. В зоне перемещения механизмов, сырья, готовой продукции и движения грузов.

3. Под движущимися частями машин и механизмов.

4. непосредственно под оборудованием и трубопроводами, из которых возможна протечка.

5. Под неогражденными и находящимися под нагрузкой блоками, барабанами и вблизи них, а также со стороны внутреннего угла натяжения цепей и канатов, орудий лова и вблизи них.

6. Под подтянутыми над палубой орудиями лова, грузами, в зоне их движения, а также между ними и бортом судна или судовыми конструкциями.

7. Вблизи не имеющих соответствующей защиты поверхностей, нагревающихся свыше 40º С, а также источников, выделяющих вредные излучения.

Поверхность палубы или настила рабочих мест должна быть горизонтальной или с уклоном не более 3º, иметь нескользкое покрытие, а также быть ровной, без выступов, проемов, пересекающих ее трубопроводов.

Рабочие места, расположенные на высоте 500мм от палубы и выше, должны иметь площадки, окаймленные бортиками и оснащенные леерным ограждением, а также оборудованные устройствами для доступа к ним.

Во избежание падения или облокачивания работающего на движущиеся части машин во время качки судна на рабочем месте должны предусматриваться штормовые поручни или ограждения.

Судовые устройства и оборудование, вызывающие опасные и аварийные ситуации, должны снабжаться необходимыми техническими средствами безопасности, предупреждающими о нарушении режима работы, а в необходимых случаях – средствами автоматического останова, торможения и отключения от источников энергии.

Для предотвращения опасности при внезапном отключении источников энергии все рабочие органы, захватывающие, зажимные и подъемные устройства оборудования или их приводы необходимо снабжать специальными защитными приспособлениями. Все поворотные, заваливающиеся, подвесные и передвижные съемные механизмы, устройства и приспособления должны иметь стандартные и дополнительные крепления «по-походному» (тормоза, найтовы, обухи). Несущие постоянную нагрузку механизмы с пневмо- и гидроцилиндрами (заваливающиеся и поворотные дуги, поворотные выстрелы), а также перемещающиеся и поворотные устройства должны снабжаться стопорными устройствами.

Для функционального удаления и аварийного сброса вредных, взрыво- и пожароопасных веществ оборудование необходимо оснащать специальными устройствами (предохранительными клапанами, шпигатами).

Для безопасного передвижения членов экипажа на судах предусмотрены пути сообщения, трапы и ограждения. Они должны быть по возможности прямолинейными и не должны содержать затрудняющих эвакуацию тупиков. На путях сообщения должны предусматриваться ограждения, предотвращающие выпадание и смыв людей за борт. Настилы в проходах и переходах должны иметь ровную поверхность и изготавливаться из материалов, предотвращающих скольжение. Все основные горизонтальные проходы, предназначенные для доступа к постоянным рабочим местам должны быть непрерывными. Свободная ширина горизонтальных внутренних двухпоточных проходов должна быть не менее 1000 мм, а остальных проходов – не менее 800 мм.

В аварийных ситуациях для эвакуации людей пути сообщения должны обеспечивать выход из основного производственного помещения по обоим бортам. На малых судах допускается иметь выход с одного борта. Ширина входов (выходов) световых проемов, ведущих к рабочим местам, должна быть не менее 600 мм, а высота проемов – не менее 1850 мм. Комингсы проемов высотой более 380 мм должны оборудоваться с обеих сторон ступеньками глубиной не менее 150 мм, расположенными на половине высоты комингса.

Трапы предназначены для сообщения между отдельными помещениями, расположенными на разных уровнях и палубах. По принципу установки их делят на наклонные, вертикальны и забортные.

Перед входом на трап и сходе с него должны быть свободные площадки следующей длины: для наружных наклонных трапов – не менее 800 мм, внутренних наклонных трапов – не менее ширины трапа, вертикальных трапов – не менее 600 мм. Ширина этих площадок – не менее ширины трапов.

Длина одномаршевых наклонных трапов не должна превышать 6 м. При большей длине необходимо применять многомаршевый трап с промежуточными площадками шириной, равной ширине трапа, и длиной не менее 800 мм.

Ширина наклонных наружных и внутренних трапов на судах свыше 1000 рег.т должна быть не менее 600 мм, а на судах меньшего водоизмещения допускается применение трапов шириной 500 мм. Высота между ступеньками должна быть не более 255 мм.

Углы наклона трапов:

1. В жилых, общественных и служебных помещениях не более 55º.

2. В машинных, котельных и производственных помещениях не более 60º.

3. Допускается для отдельно стоящих трапов в машинных отделениях для подъема к оборудованию - 65º.

Палубные трапы располагаются параллельно диаметральной плоскости судна и на расстоянии от борта не менее 1000 мм. При невозможности расположения трапа на таком расстоянии со стороны борта судна должно быть установлено дополнительное ограждение, исключающее возможность смыва и падения людей за борт.

Траповые площадки, с которых производится открытие дверей и люков на себя, должны иметь ограждения высотой от поверхности палубы не менее 1500 мм, исключающие возможность падения человека назад.

Вертикальные наружные и внутренние трапы должны иметь ширину не менее 300 мм. Расстояние между ступеньками должно быть не более 350 мм. Длина трапа допускается до 9 м. Вертикальные трапы, ведущие к высоко расположенным местам, должны начинаться на расстоянии не выше 500 мм от палубы. При выходе на вертикальный трап и при сходе с него должны предусматриваться короткие поручни, обеспечивающие безопасность и удобство входа на трап или схода с него.

Вертикальные наружные трапы длиной 6 м и более должны иметь по всей длине ограждение, состоящее из заспинных дуг.

Для предупреждения падения за борт на судах предусматривают фальшборты или леерные ограждения высотой не менее 1100 мм.

Вдоль путей сообщения (на открытых палубах, в коридорах) на переборках предусматриваются штормовые поручни на высоте 300 …1100 мм на одном уровне от палубы.

Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая деятельность экипажа, должно быть таким, чтобы члены экипажа размещались по возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных категорий.

Высота судовых помещений должна быть не менее 2100 мм, в отдельных случаях – 1850 мм, при этом светильники, воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 мм. Полезный объем воздуха на одного человека должен быть не менее 6 м³.

Койки в каютах устанавливаются не более чем в два яруса. Длина койки должна быть в пределах 1850..2000 мм, а ширина – 650..100 мм. Высота койки над палубой составляет 450..500 мм.

Площадь палубы в общественных помещениях предусматривается из расчета не менее 1,2 м² на одно место. Размеры обеденных столов должны обеспечивать каждому сидящему за столом место шириной не менее 0,7 м.