Организация и функции служб охраны труда на ОЭ.
Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Кодексом законов о труде Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве , а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.
Вступивший в силу Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.
Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.
При заключении с работником трудового договора (контракта)закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, а также периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними:
- места работы (должности);
- среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
Вместе с тем, закон предписывает, что работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Нормативная документация определяет требования к условиям труда, т. е. к уровню вредных производственных факторов.
Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, созданию и применению средств защиты.
Нормативная документация представлена нормами и правилами Минздрава РФ и стандартами Госстандарта РФ.
Нормативно-техническая документация включает: правила, нормы, инструкции, стандарты.
Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые.
Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего народного хозяйства.
Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяющихся на несколько отраслей, либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях.
Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия.
Инструкции по охране труда бывают: типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действующими в масштабе предприятия.
В настоящее время основными видами нормативно-технической документации является действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ).
В рамках системы стандартов безопасности труда вводится взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения.
ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.
Стандарты ССБТ могут быть: государственными, отраслевыми и стандартами предприятий.
Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение требований в отраслевом стандарте по сравнению с требованиями в государственном федеральном стандарте не допускается).
Такой же подход принят в стандартах предприятия (СТП).
ССБТ включает следующие взаимозаменяемые подсистемы:
1. Стандарты подсистемы "0" устанавливают:
- цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ;
- терминологии в области охраны труда;
-классификацию опасных и вредных производственных факторов;
- принципы организации работы по обеспечению безопасности труда.
Объектами стандартизации на предприятиях являются:
-организация работ по охране труда;
- контроль состояния условий труда;
- планирование работ по безопасности труда;
- порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда;
- организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.
2. Стандарты подсистемы " 1" устанавливают требования:
- по видам опасных и вредных производственных факторов;
- предельно допустимые значения их параметров;
- методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.
3. Стандарты подсистемы "2" устанавливают:
- общие требования безопасности к производственному оборудованию;
- требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
4. Стандарты подсистемы "3" устанавливают:
- общие требования безопасности к производственным процессам;
- требования безопасности к отдельным группам технологических процессов;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
5. Стандарты подсистемы "4" устанавливают:
- классификацию средств защиты;
- методы контроля и оценки средств защиты;
- требования безопасности к ним.
6. Стандарты подсистемы "5" устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Организация работы на ОЭ по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она являемся самостоятельным структурным подразделением ОЭ и подчиняется его непосредственному руководителю или главному инженеру.
Служба проводит свою работу совместно с другими подразделениями ОЭ и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером ОЭ.
Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функции:
- проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает совместно с соответствующими службами мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение;
- организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям ОЭ;
- организует совместно с соответствующими службами ОЭ выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разработке соглашений по труду;
- подготавливает и вносит руководству ОЭ предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;
- участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;
- проводит совместно с соответствующими службами ОЭ и с участием профсоюзного актива проверки (или участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;
- контролирует правильность составления и своевременность представления заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда;
- оказывает помощь подразделениям ОЭ в организации контроля состояния окружающей производственной среды;
- участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;
- проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами;
- участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности,
В соответствии с КЗоТ организация обеспечения безопасности труда в подразделениях ОЭ возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах.
Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель ОЭ.
Контроль за охраной труда можно условно разделить на:
- государственный;
- государственный профсоюзный;
- ведомственный;
- профсоюзный общественный;
- административно-общественный.
1. В систему органов Федерального горного и промышленного надзора России входят специализированные инспекции:
- котлонадзор - осуществляет надзор за сосудами, работающими под давлением свыше 0,7 атм. (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.);
- газовый надзор - проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газового оборудования;
- надзор за подъемно-транспортным оборудованием - контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.
Инженеры-инспекторы специализированных инспекций проводят регистрацию и техническое освидетельствование подконтрольного им оборудования, выдают разрешение ни его эксплуатацию, контролируют соблюдение правил и норм по технике безопасности.
Контроль за охраной труда осуществляют также и специализированные инспекции отдельных министерств:
- государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору (Госэнернонадзор) системы Министерства энергетики и электрификации РФ осуществляет контроль за электробезопасностью;
- государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ проверяет состояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблюдение правил дорожного движения;
- санитарно-эпидемиологическая служба системы Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) ocyществляет государственный надзор за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил;
- инспекция морского и речного регистров РФ контролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны;
- государственная пожарная служба организует МЧС через Главное управление пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет соблюдение правил противопожарной безопасности на объектах народного хозяйства.
2. Государственный профсоюзный контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только государственный (не общественный) контроль за охраной труда.
Органами этого вида контроля являются технические инспекции профсоюзов.
3. Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.
4. Профсоюзный общественный контроль за охраной труда осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов.
5. Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация ОЭ или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
Переход России к рыночным методам хозяйствования вызвал значительные изменения в практике деятельности ОЭ:
- на многих предприятиях изменилась структура управления в сторону сокращения ряда должностей специалистов, в том числе и по охране труда;
- снизился уровень контроля за соблюдением безопасных условий труда государственными органами надзора и контроля, профсоюзами, ведомствами.
В то же время появление работодателей, создающих новые рабочие места, как правило, без учета требований безопасности труда и отсутствия контроля за этим со стороны государства еще более усугубили проблему обеспечения безопасности работающих. Следствием этого явилось значительное увеличение в последние годы производственного травматизма.
Поэтому очень важное значение, как для пострадавших и их семей, так и для самих работодателей, имеет наличие правовой базы, обеспечивающей защиту пострадавших в материальном и моральном плане.
Каждый работник в РФ имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему повреждением здоровья в связи с работой. Поэтому работодатель обязан своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, а также нести материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам.