Организация и функции служб охраны труда на ОЭ.

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Кодексом законов о труде Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ устанавли­вает ответственность работодателей вследствие причине­ния вреда работнику на производстве , а также определяет формы и размер возмещения вреда, при­чиненного жизни и здоровью гражданина.

Вступивший в силу Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, ра­ботодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить та­кие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

При заключении с работником трудового договора (контракта)закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, а также пе­риодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендация­ми с сохранением за ними:

- места работы (должности);

- сред­него заработка на время прохождения указанных медицин­ских осмотров.

Вместе с тем, закон предписывает, что ра­ботник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские ос­мотры (обследования).

Особо подчеркивается, что работо­датель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных ме­дицинских осмотров, а также в случае медицинских про­тивопоказаний.

Нормативная документация определяет тре­бования к условиям труда, т. е. к уровню вредных произ­водственных факторов.

Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производствен­ному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, со­зданию и применению средств защиты.

Нормативная документация представлена нормами и правилами Минздрава РФ и стандартами Госстандарта РФ.

Нормативно-техническая документация включает: правила, нормы, инструкции, стандарты.

Нормы и правила по охра­не труда подразделяются на единые (федеральные), межот­раслевые и отраслевые.

Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совме­стно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего на­родного хозяйства.

Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяющихся на несколько отраслей, либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях.

Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия.

Инструкции по охране труда бывают: типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действующими в масштабе предприятия.

В настоящее время основными видами нормативно-технической документации является действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ).

В рамках системы стандартов безопасности труда вводится взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения.

ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты ССБТ могут быть: государственными, отраслевыми и стандартами предприятий.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение требований в отраслевом стандарте по сравнению с требованиями в государственном федеральном стандарте не допускается).

Такой же подход принят в стандартах предприятия (СТП).

ССБТ включает следующие взаимозаменяемые подсистемы:

1. Стандарты подсистемы "0" устанавливают:

- цели, за­дачи, область распространения, структуру ССБТ и особен­ности согласования стандартов ССБТ;

- терминологии в об­ласти охраны труда;

-классификацию опасных и вредных производственных факторов;

- принципы организации рабо­ты по обеспечению безопасности труда.

Объектами стандартизации на предприятиях являют­ся:

-организация работ по охране труда;

- контроль состоя­ния условий труда;

- планирование работ по безопасности труда;

- порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда;

- организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

2. Стандарты подсистемы " 1" устанавливают требования:

- по видам опасных и вредных производственных факторов;

- предельно допустимые значения их параметров;

- методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

3. Стандарты подсистемы "2" устанавливают:

- общие требования безопасности к производственному оборудованию;

- требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования;

- методы контроля выполнения требований безопасности.

4. Стандарты подсистемы "3" устанавливают:

- общие требования безопасности к производственным процессам;

- требования безопасности к отдельным группам технологичес­ких процессов;

- методы контроля выполнения требований безопасности.

5. Стандарты подсистемы "4" устанавливают:

- классифи­кацию средств защиты;

- методы контроля и оценки средств защиты;

- требования безопасности к ним.

6. Стандарты подсистемы "5" устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Организация работы на ОЭ по созданию здо­ровых и безопасных условий труда работающих, предуп­реждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она являемся самостоятельным структурным подразделением ОЭ и подчиняется его непосредственному руководителю или главному инженеру.

Служба проводит свою работу совместно с другими подразделениями ОЭ и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером ОЭ.

Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функ­ции:

- проводит анализ состояния и причин производствен­ного травматизма и профессиональных заболеваний, раз­рабатывает совместно с соответствующими службами ме­роприятия по предупреждению несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний, а также кон­тролирует их выполнение;

- организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по под­разделениям ОЭ;

- организует совместно с соответствующими службами ОЭ выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разработке соглашений по труду;

- подготавливает и вносит руководству ОЭ предложения по разработке и внедрению более совершен­ных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;

- участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;

- проводит совместно с соответствующими службами ОЭ и с участием профсоюзного актива проверки (или участвует в проверках) технического состояния зда­ний, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

- контролирует правильность составления и своевре­менность представления заявок на приобретение спецодеж­ды, спецоборудования и других средств индивидуальной за­щиты, а также оборудования и материалов для осуществ­ления мероприятий по охране труда;

- оказывает помощь подразделениям ОЭ в организации контроля состояния окружающей производ­ственной среды;

- участвует в работе комиссий по приемке в эксплуа­тацию новых и после реконструкции объектов производ­ственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;

- проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими норма­тивными документами;

- участвует в работе аттестационной комиссии и ко­миссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности,

В соответствии с КЗоТ организация обеспечения безо­пасности труда в подразделениях ОЭ возложена на их руково­дителей. Они проводят инструктаж по охране труда на ра­бочих местах.

Общую ответственность за организацию ра­бот по охране труда несет руководитель ОЭ.

Контроль за охра­ной труда можно условно разделить на:

- государственный;

- государственный профсоюзный;

- ведомственный;

- профсоюзный общественный;

- административно-общественный.

1. В систему органов Федерального горного и промышленного надзора России входят специализированные инспекции:

- котлонадзор - осуществляет надзор за сосудами, работающими под давлением свыше 0,7 атм. (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатурато­ры и т. п.);

- газовый надзор - проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газово­го оборудования;

- надзор за подъемно-транспортным оборудованием - контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.

Инженеры-инспекторы специализированных инспекций проводят регистрацию и техническое освидетельствование подконтрольного им оборудования, выдают разрешение ни его эксплуатацию, контролируют соблюдение правил и норм по технике безопасности.

Контроль за охраной труда осуществляют также и спе­циализированные инспекции отдельных министерств:

- государственная инспекция по промышленной энер­гетике и энергонадзору (Госэнернонадзор) системы Мини­стерства энергетики и электрификации РФ осуществляет контроль за электробезопасностью;

- государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ проверяет со­стояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблю­дение правил дорожного движения;

- санитарно-эпидемиологическая служба системы Ми­нистерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) ocyществляет государственный надзор за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил;

- инспекция морского и речного регистров РФ контролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны;

- государственная пожарная служба организует МЧС через Главное управление пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет соблюдение правил противопожарной безопасности на объектах народного хозяйства.

2. Государственный профсоюзный контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только госу­дарственный (не общественный) контроль за охраной труда.

Органами этого вида контроля являются технические инспекции профсоюзов.

3. Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведом­ственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных вра­чей и других специалистов.

4. Профсоюзный общественный контроль за охраной тру­да осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов.

5. Административно-общественный контроль за охра­ной труда осуществляет администрация ОЭ или организации совместно с профсоюзной организацией по схе­ме оперативного контроля.

Переход России к рыночным методам хозяйствования вызвал значительные изменения в практике деятельности ОЭ:

- на многих предприятиях изменилась струк­тура управления в сторону сокращения ряда должностей специалистов, в том числе и по охране труда;

- снизился уровень контроля за соблюдением безопасных условий тру­да государственными органами надзора и контроля, проф­союзами, ведомствами.

В то же время появление работодателей, создающих новые рабочие места, как правило, без учета требований безопасности труда и отсутствия контроля за этим со сто­роны государства еще более усугубили проблему обеспе­чения безопасности работающих. Следствием этого явилось значительное увеличение в последние годы производствен­ного травматизма.

Поэтому очень важное значение, как для пострадавших и их семей, так и для самих работодателей, имеет наличие пра­вовой базы, обеспечивающей защиту пострадавших в ма­териальном и моральном плане.

Каждый работник в РФ имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему повреждением здоровья в связи с работой. Поэтому работодатель обязан своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, а также нести материальную ответственность за ущерб, при­чиненный работникам.