Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из на­дежнейших способов его защиты, так как во много раз снижает плот­ность населения городов, значительно уменьшает потери. Своевремен­но эвакуированное население может вообще не пострадать.

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

1. Снижения вероятных потерь населения городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и сохранения квалифицированных кадров специалистов.

2. Обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время.

3. Обеспечения условий для создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятийрешениями соответствующих начальников гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления по делам ГО и ЧС и службами гражданской обороны.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

- организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;

- организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

- организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

Основными документами, необходимыми для работы эвакокомиссий являются:

- распоряжение (приказ) о создании эвакуационной комиссии федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или объекта экономики;

- положение (инструкция) об эвакуационной комиссии;

- календарный план работы эвакуационной комиссии;

- функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии;

- личные планы работ членов эвакуационной комиссии;

- протоколы заседания эвакуационной комиссии;

- схема размещения эвакокомиссии в исполнительный период;

- схема оповещения и сбора членов эвакуационной комиссии по сигналам ГО (в рабочее и нерабочее время);

- план транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий;

- план эвакуации сотрудников и членов их семей федерального органа исполнительной власти;

- почасовой график проведения эвакомероприятий;

- план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

- графики прибытия эвакуационных эшелонов, автоколонн и пеших колонн;

- план по трудоустройству эвакуируемых.

Эвакуация- комплекс мероприятий по организованному вы­воду и (или) вывозу населения и персонала из зон ЧС и жизнеобеспече­ние эвакуированных в районе размещения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого разрешения.

Рассредоточение- организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов экономики из городов и их размещение в загород­ной зоне. Рассредоточиваемые по­стоянно приезжают на свои рабочие места, а по окончании ра­боты возвращаются в загородную зону. Время на дорогу в город и обратно не должно превышать двух часов.

Загородной зоной называется территория за пределами зон воз­можных разрушений. Ее граница устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Каждому объекту экономики заблаговременно определяется производственная база и выделяется район размещения в загородной зоне. Эти районы размещения согласовываются с соответствующими органами управления по делам ГО и ЧС, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с установленными требованиями рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения производственной деятельности которых отсутствуют соответствующие производственные базы в загородной зоне или которые располагаются в городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне;

- организаций, обеспечивающих работу объектов городов, отнесенных к группам территорий по ГО (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).

По прибытии в загородную зону эвакуированные регистрируются в приемном регистрационном пункте и далее направляются к местам раз­мещения.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются различ­ные виды транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный). Часть населения может выводиться из населенных пунк­тов в пешем порядке.

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, домоуправлении заблаговременно составляют списки рабочих, служа­щих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размеще­ния и обеспечения в районах расселения.

Дня четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредото­чения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, двор­цах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи желез­нодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. Каждому СЭП присваивается порядковый номер. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ (домоуправлений), расположенных в этом районе.

Сборный эвакопункт обеспечивает сбор, регис­трацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн. В районе расположения сбор­ного эвакопункта должны быть защитные сооружения и другие уч­реждения обеспечения жизнедеятельности. Об эвакуации население оповещается через ОЭ, милицию, жилищно-эксплуатационные органы, сеть ра­дио- и телевещания. По этому сигналу люди, взяв с собой докумен­ты, деньги, необходимые вещи, медикаменты, запас продуктов и воды, прибывают на сборный эвакопункт.

Успех эвакуации во многом зависит от дисциплинированности и организованности эвакуируемых. С объявлением эвакуации гражда­не должны взять с собой необходимую одежду, обувь, белье, средства индивидуальной защиты, продукты питания на 2-3 суток и питьевую воду. Из документов взрослым следует иметь: паспорт, военный би­лет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттес­тат) об окончании учебного заведения, свидетельства о браке и рожде­нии детей.

Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания может составлять примерно 50 кг на взрослого человека. Все вещи и продукты питания упаковываются в рюкзаки, мешки, сумки и чемо­даны.

Для детей следует запасти детское питание. Детям дошкольного возраста во внутренний карман одежды надо вложить карточку с указанием фами­лии, имени, отчества, года рождения и места жительства, а также места ра­боты родителей. В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поста­вить в простенки, закрыть форточки. После этого запереть квартиру и сдать под охрану. Прибыть к указанному сроку на СЭП и пройти регистрацию.

Рассредоточение рабочих, служащих и членов их семей осуще­ствляется по территориально-производственному принципу комбинированным способом, то есть всеми видами транспорта или пеш­ком в минимальные сроки (в течение 24 ч с момента получения сигнала). Должно быть обеспечено движение колонн и транспорта, питание, медицинское обслуживание, защита.

Население эвакуи­руют по территориальному принципу, то есть по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. Транспортом вывозят­ся: рассредоточиваемые и формирования ГО; больные, престаре­лые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальное население может выводиться пешком до пункта промежуточной эвакуации. Выполнение мероприятий РЭН во много раз уменьшит плотность населения города, что резко снизит потери. К тому же на оставше­еся население должно быть достаточное количество мест в ЗС ГО.

При организации движения пеших колон разрабатывается их мар­шрут, состав колонн, исходный пункт и рубежи регулирования движения, время их прохождения. Назначаются места и продолжи­тельность привалов, расположение медпунктов, пунктов обогрева, промежуточных пунктов эвакуации, а также возможность вывоза людей транспортом обратно в места постоянного размещения. Оп­ределяются сигналы управления и порядок их доведения до людей.

Все работы по организации и проведению РЭН выполняются в соответствии с Планом ГО территории (ОЭ) и указаниями соот­ветствующего начальника ГО. Для руководства РЭН в помощь со­ответствующим штабам ГО создаются эвакуационные комиссии.

На каждый транспорт (эшелон, судно, автоколонну) назначается начальник, который должен обеспечить выполнение графика движе­ния. В пешей колонне может быть до 1000 человек с разделением на группы по 50-100 человек. У начальника колонны имеется схема маршрута, рассчитанная на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения колонны до 5 км/ч, дистан­ция между колоннами 500 м. Через каждые 1,5 ч движения делается привал на 15 мин, а через 6ч - большой привал (до 2 ч).

На маршруте оборудуются защитные сооружения и пункты водоснабжения.

В загородной зоне для приема эвакуирован­ных создаются приемные эвакопункты как рабочие органы прием­ной эвакокомиссии. Они обеспечивают размещение эвакуирован­ных и снабжение их всем необходимым. Приемные эвакопункты создаются в помощь соответствующему штабу ГО и фор­мируются аналогично СЭП из числа руководителей сельских райо­нов. Составу приемного эвакопункта сообщается график прибытия транспорта и пеших колонн, их численность, место промежуточно­го пункта эвакуации, вид и количество транспорта, который мож­но использовать для доставки людей от промежуточного пункта эвакуации.

Приемные эвакопункты развертываются в обще­ственных зданиях вблизи пункта высадки. Эвакомероприятия пла­нируются заранее, тщательно и регулярно проверяется возможность их выполнения и обеспеченность согласно плану ГО на учениях и тренировках. В плане предусматриваются особенности РЭН при чрез­вычайных ситуациях, возможных в данном районе (авария на АЭС, наводнение).

При планировании эвакомероприятий необходимо отработать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения:

1. Транспортное обеспечение заключается в организации вывоза людей в районы РЭН, вывоза материальных ценностей, перевозки рабочих смен из районов рассредоточения на ОЭ и обратно.

2. Медицинское обеспечение планируется осуществлять через дей­ствующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской мес­тности, усиленную за счет вывозимых из города лечебных учреж­дений и медперсонала.

3. Противорадиационное и противохимическое обеспечение предус­матривает:

- организацию разведки;

- обеспечение населения индивидуальной и медицинской за­щитой;

- подготовку средств специальной обработки и обеззаражива­ния;

- строительство ЗС ГО на путях РЭН, приспособление суще­ствующих помещений для защиты людей;

- доведение до населения режимов радиационной защиты, правил пользования средствами индивидуальной и коллек­тивной защиты;

- организацию контроля радиоактивного облучения.

4. Организация питания, обеспечение водой и предметами первой необходимости осуществляется через соответствующие службы сель­ских районов (торговли, бытового обслуживания, общественного питания), усиленные за счет эвакуированных.