Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.
Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из надежнейших способов его защиты, так как во много раз снижает плотность населения городов, значительно уменьшает потери. Своевременно эвакуированное население может вообще не пострадать.
Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:
1. Снижения вероятных потерь населения городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и сохранения квалифицированных кадров специалистов.
2. Обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время.
3. Обеспечения условий для создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятийрешениями соответствующих начальников гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления по делам ГО и ЧС и службами гражданской обороны.
Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
- организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;
- организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;
- организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;
Основными документами, необходимыми для работы эвакокомиссий являются:
- распоряжение (приказ) о создании эвакуационной комиссии федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или объекта экономики;
- положение (инструкция) об эвакуационной комиссии;
- календарный план работы эвакуационной комиссии;
- функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии;
- личные планы работ членов эвакуационной комиссии;
- протоколы заседания эвакуационной комиссии;
- схема размещения эвакокомиссии в исполнительный период;
- схема оповещения и сбора членов эвакуационной комиссии по сигналам ГО (в рабочее и нерабочее время);
- план транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий;
- план эвакуации сотрудников и членов их семей федерального органа исполнительной власти;
- почасовой график проведения эвакомероприятий;
- план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;
- графики прибытия эвакуационных эшелонов, автоколонн и пеших колонн;
- план по трудоустройству эвакуируемых.
Эвакуация- комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения и персонала из зон ЧС и жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого разрешения.
Рассредоточение- организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов экономики из городов и их размещение в загородной зоне. Рассредоточиваемые постоянно приезжают на свои рабочие места, а по окончании работы возвращаются в загородную зону. Время на дорогу в город и обратно не должно превышать двух часов.
Загородной зоной называется территория за пределами зон возможных разрушений. Ее граница устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Каждому объекту экономики заблаговременно определяется производственная база и выделяется район размещения в загородной зоне. Эти районы размещения согласовываются с соответствующими органами управления по делам ГО и ЧС, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с установленными требованиями рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения производственной деятельности которых отсутствуют соответствующие производственные базы в загородной зоне или которые располагаются в городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне;
- организаций, обеспечивающих работу объектов городов, отнесенных к группам территорий по ГО (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
По прибытии в загородную зону эвакуированные регистрируются в приемном регистрационном пункте и далее направляются к местам размещения.
Для проведения эвакуации и рассредоточения используются различные виды транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный). Часть населения может выводиться из населенных пунктов в пешем порядке.
На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, домоуправлении заблаговременно составляют списки рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.
Дня четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. Каждому СЭП присваивается порядковый номер. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ (домоуправлений), расположенных в этом районе.
Сборный эвакопункт обеспечивает сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн. В районе расположения сборного эвакопункта должны быть защитные сооружения и другие учреждения обеспечения жизнедеятельности. Об эвакуации население оповещается через ОЭ, милицию, жилищно-эксплуатационные органы, сеть радио- и телевещания. По этому сигналу люди, взяв с собой документы, деньги, необходимые вещи, медикаменты, запас продуктов и воды, прибывают на сборный эвакопункт.
Успех эвакуации во многом зависит от дисциплинированности и организованности эвакуируемых. С объявлением эвакуации граждане должны взять с собой необходимую одежду, обувь, белье, средства индивидуальной защиты, продукты питания на 2-3 суток и питьевую воду. Из документов взрослым следует иметь: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельства о браке и рождении детей.
Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания может составлять примерно 50 кг на взрослого человека. Все вещи и продукты питания упаковываются в рюкзаки, мешки, сумки и чемоданы.
Для детей следует запасти детское питание. Детям дошкольного возраста во внутренний карман одежды надо вложить карточку с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и места жительства, а также места работы родителей. В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого запереть квартиру и сдать под охрану. Прибыть к указанному сроку на СЭП и пройти регистрацию.
Рассредоточение рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по территориально-производственному принципу комбинированным способом, то есть всеми видами транспорта или пешком в минимальные сроки (в течение 24 ч с момента получения сигнала). Должно быть обеспечено движение колонн и транспорта, питание, медицинское обслуживание, защита.
Население эвакуируют по территориальному принципу, то есть по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. Транспортом вывозятся: рассредоточиваемые и формирования ГО; больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальное население может выводиться пешком до пункта промежуточной эвакуации. Выполнение мероприятий РЭН во много раз уменьшит плотность населения города, что резко снизит потери. К тому же на оставшееся население должно быть достаточное количество мест в ЗС ГО.
При организации движения пеших колон разрабатывается их маршрут, состав колонн, исходный пункт и рубежи регулирования движения, время их прохождения. Назначаются места и продолжительность привалов, расположение медпунктов, пунктов обогрева, промежуточных пунктов эвакуации, а также возможность вывоза людей транспортом обратно в места постоянного размещения. Определяются сигналы управления и порядок их доведения до людей.
Все работы по организации и проведению РЭН выполняются в соответствии с Планом ГО территории (ОЭ) и указаниями соответствующего начальника ГО. Для руководства РЭН в помощь соответствующим штабам ГО создаются эвакуационные комиссии.
На каждый транспорт (эшелон, судно, автоколонну) назначается начальник, который должен обеспечить выполнение графика движения. В пешей колонне может быть до 1000 человек с разделением на группы по 50-100 человек. У начальника колонны имеется схема маршрута, рассчитанная на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения колонны до 5 км/ч, дистанция между колоннами 500 м. Через каждые 1,5 ч движения делается привал на 15 мин, а через 6ч - большой привал (до 2 ч).
На маршруте оборудуются защитные сооружения и пункты водоснабжения.
В загородной зоне для приема эвакуированных создаются приемные эвакопункты как рабочие органы приемной эвакокомиссии. Они обеспечивают размещение эвакуированных и снабжение их всем необходимым. Приемные эвакопункты создаются в помощь соответствующему штабу ГО и формируются аналогично СЭП из числа руководителей сельских районов. Составу приемного эвакопункта сообщается график прибытия транспорта и пеших колонн, их численность, место промежуточного пункта эвакуации, вид и количество транспорта, который можно использовать для доставки людей от промежуточного пункта эвакуации.
Приемные эвакопункты развертываются в общественных зданиях вблизи пункта высадки. Эвакомероприятия планируются заранее, тщательно и регулярно проверяется возможность их выполнения и обеспеченность согласно плану ГО на учениях и тренировках. В плане предусматриваются особенности РЭН при чрезвычайных ситуациях, возможных в данном районе (авария на АЭС, наводнение).
При планировании эвакомероприятий необходимо отработать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения:
1. Транспортное обеспечение заключается в организации вывоза людей в районы РЭН, вывоза материальных ценностей, перевозки рабочих смен из районов рассредоточения на ОЭ и обратно.
2. Медицинское обеспечение планируется осуществлять через действующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской местности, усиленную за счет вывозимых из города лечебных учреждений и медперсонала.
3. Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:
- организацию разведки;
- обеспечение населения индивидуальной и медицинской защитой;
- подготовку средств специальной обработки и обеззараживания;
- строительство ЗС ГО на путях РЭН, приспособление существующих помещений для защиты людей;
- доведение до населения режимов радиационной защиты, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- организацию контроля радиоактивного облучения.
4. Организация питания, обеспечение водой и предметами первой необходимости осуществляется через соответствующие службы сельских районов (торговли, бытового обслуживания, общественного питания), усиленные за счет эвакуированных.