И ликвидации ЧС.

Единая государственная система предупреждения

Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

Организация защиты в мирное и военное время.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Основная литература:

1. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности.-Санкт-Петербург.: Изд.Лань, 2002.-447с., с.392-406, 424-432.

2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002, 336с.- с.162-234.

3. Кириллов Г.Н. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001, 259с. – с. 7-33, 171-204.

Дополнительная:

3. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности/учебник.-М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2001.-678с, с.463-470.

4. Хвалюскин С.И. Гражданская оборона объектов водного транспорта. – М.: Транспорт, 1990, 123с, с.50-84, 110-147.

 

 

На протяжении всей истории человечество подвергается воздей­ствию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят ты­сячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за ко­роткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового пора­жения.

В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обста­новки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и сти­хийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясе­ние в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорож­ных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области лик­видации чрезвычайных ситуаций.

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим по­становлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей.

Создание МЧС России стало первым и главным шагом при постро­ении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

В апреле 1992 г. Правительством Российской Фе­дерации было принято и утверждено Положение о Российской систе­ме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Основные задачи РСЧС:

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, пред­назначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям при ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональ­ных подсистем и имеет пять уровней:

- федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;

- региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;

- территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;

- местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);

- объектовый, охватывающий территорию объекта.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Рос­сийской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административ­но-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными орга­нами исполнительной власти для организации работы по защите населе­ния и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отрас­лей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного уп­равления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; систе­мы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Проблема защиты населения и объектов на территории страны от опасностей, возникающих при ведении войны и вследствие военных действий, издавна является актуальной проблемой человечества. Для их решения непосредственно предназначены силы гражданской обороны, относящейся к числу стратегических факторов обеспечения национальной безопасности и жизнедеятельности государства. Исторически сложилось, что в России важной частью сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются войска гражданской обороны.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуще­ствляется по территориально-производственному принципу.

Основные задачи ГО:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие их;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных дей­ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и приня­тие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;

- восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в воен­ное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необхо­димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Гражданская оборона организуется по территориально-производ­ственному принципуна всей территории Российской Федерации с уче­том особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприя­тий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на тер­риториях республик, краев, областей, городов, районов, поселков со­гласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принципсостоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации, которое:

- руководит организацией и ведением ГО;

- издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов феде­ральных законов в области ГО;

- определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих суще­ственную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;

- устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, кра­ях, областях, городах отвечают соответствующие руководители орга­нов исполнительной власти.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель НГО, являющийся в мирное время начальником структурного подразделения, уполномоченного на решение задач ГО, и основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного приказом НГО назначаются заместители: по рас­средоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабже­нию. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от вы­полнения своих основных служебных обязанностей.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.