Планирование мероприятий гражданской обороны
Военные чрезвычайные ситуации и гражданская оборона
Источником военной чрезвычайной ситуации является применение современных средств пораженияК боевым средствам, находящимся на вооружении вероятного противника, относятся: ядерное, химическое, биологическое оружие и обычные средства поражения.
Ядерным оружием называют боеприпасы, действие которых основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при взрывных ядерных реакциях.
Средствами доставки и носителями ядерного оружия являются:
баллистические и крылатые ракеты;
самолёты-носители; артиллерия;
подводные лодки и надводные корабли.
Доставка хим. оружия осуществляется аналогично.
К боевым отравляющим веществам относятся:
нервно-паралитического действия (зарин, зоман, VX);
кожно-нарывного действия;
общеядовитого действия и др.
Основные задачи в области гражданской обороны:
· обучение населения способам защиты от опасностей;
· оповещение населения;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
· проведение аварийно-спасательных работ;
· борьба с пожарами;
· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
В соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами обязаны:
· проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· принимать участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
· оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
· Федеральные органы исполнительной власти;
· Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ);
· подразделения или работники организаций и предприятий, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Одной из главных обязанностей работников организаций, специально уполномоченных на решение задач в области ГО, является разработка плана гражданской обороны объекта народного хозяйства.
В соответствии с директивным документом МЧС России "Рекомендации по структуре и содержанию плана гражданской обороны объекта экономики, план гражданской обороны объекта народного хозяйства определяет:
- организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта из условий мирной обстановки на условия военного времени.;
- порядок работы объекта в военное время;
- обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.
План гражданской обороны объекта народного хозяйства состоит из текстовой части и приложений.
48. Правовые основы безопасности в чрезвычайных ситуациях
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68-ФЗ от 21.12.94 определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В законе также определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суть которых в следующем:
1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3. Объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий;
4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с законом граждане Российской Федерации имеют право:
· на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
· использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
· быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны;
· обращаться лично по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
· участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· на возмещение ущерба, причинённого вследствие ЧС;
· на медицинское обслуживание и т.д.
49.Организационные основы безопасности в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с требованиями Федерального закона создана Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
1. федеральный,
2. региональный,
3. территориальный,
4. местный,
5. объектовый.
Каждый уровень имеет:
координирующие органы;
органы управления;
органы повседневного управления;
силы и средства;
резервы финансовых и материальных ресурсов;
системы связи и оповещения.
Координирующими органами РСЧС служат:
· на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны;
· на территориальном уровне – комиссии по ЧС органов исполнительной власти;
· на местном уровне – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
· на объектовом уровне – объектовые комиссии по ЧС.
Основными задачами комиссий по ЧС являются:
· организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
· организация наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды;
· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов и др.
Органами управления РСЧС служат:
1. На федеральном уровне – МЧС РФ;
2. На региональном уровне – Региональные центры по делам ГОЧС;
3. На территориальном и местном уровне – Органы управления по делам ГО;
4. На объектовом – Отделы и спец. назначенные лица.
К силам и средствам РСЧС относятся:
1) силы и средства наблюдения и контроля;
2) силы и средства ликвидации ЧС;
В перечень сил постоянной готовности МЧС России входят:
1. Центр управления в кризисных ситуациях в г. Москве;
2. Центральный аэромобильный спасательный отряд;
3. Поисково-спасательные службы;
4. Центр специального назначения;
5. Мобильные отряды соединений и воинских частей войск ГО;
6. Отдельные вертолётные отряды в ряде региональных центров.
Решением органов исполнительной власти в зависимости от обстановки на территориях устанавливается один из режимов функционирования РСЧС: повседневной готовности, повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.
В систему РСЧС встроена система гражданской обороны Российской Федерации. Общее руководство гражданской обороной возложено на Председателя Правительства Российской Федерации, он является Начальником гражданской обороны Российской Федерации. В системе гражданской обороны действует принцип единоначалия.