Планирование мероприятий гражданской обороны

Военные чрезвычайные ситуации и гражданская оборона

 

Источником военной чрезвычайной ситуации является применение современных средств пораженияК боевым средствам, находящимся на вооружении вероятного противника, относятся: ядерное, химическое, биологическое оружие и обычные средства поражения.

Ядерным оружием называют боеприпасы, действие которых основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при взрывных ядерных реакциях.

Средствами доставки и носителями ядерного оружия являются:

баллистические и крылатые ракеты;

самолёты-носители; артиллерия;

подводные лодки и надводные корабли.

Доставка хим. оружия осуществляется аналогично.

К боевым отравляющим веществам относятся:

нервно-паралитического действия (зарин, зоман, VX);

кожно-нарывного действия;

общеядовитого действия и др.

Основные задачи в области гражданской обороны:

· обучение населения способам защиты от опасностей;

· оповещение населения;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· борьба с пожарами;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

В соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами обязаны:

· проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· принимать участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

· оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

· Федеральные органы исполнительной власти;

· Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ);

· подразделения или работники организаций и предприятий, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

 

Одной из главных обязанностей работников организаций, специально уполномоченных на решение задач в области ГО, является разработка плана гражданской обороны объекта народного хозяйства.

В соответствии с директивным документом МЧС России "Рекомендации по структуре и содержанию плана гражданской обороны объекта экономики, план гражданской обороны объекта народного хозяйства определяет:

- организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта из условий мирной обстановки на условия военного времени.;

- порядок работы объекта в военное время;

- обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

План гражданской обороны объекта народного хозяйства состоит из текстовой части и приложений.

 

48. Правовые основы безопасности в чрезвычайных ситуациях

 

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68-ФЗ от 21.12.94 определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законе также определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суть которых в следующем:

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3. Объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий;

4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с законом граждане Российской Федерации имеют право:

· на защиту жизни, здоровья и личного имущества;

· использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;

· быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны;

· обращаться лично по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

· участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· на возмещение ущерба, причинённого вследствие ЧС;

· на медицинское обслуживание и т.д.

 

49.Организационные основы безопасности в чрезвычайных ситуациях

 

В соответствии с требованиями Федерального закона создана Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

1. федеральный,

2. региональный,

3. территориальный,

4. местный,

5. объектовый.

Каждый уровень имеет:

координирующие органы;

органы управления;

органы повседневного управления;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

системы связи и оповещения.

Координирующими органами РСЧС служат:

· на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны;

· на территориальном уровне – комиссии по ЧС органов исполнительной власти;

· на местном уровне – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

· на объектовом уровне – объектовые комиссии по ЧС.

Основными задачами комиссий по ЧС являются:

· организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

· организация наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов и др.

Органами управления РСЧС служат:

1. На федеральном уровне – МЧС РФ;

2. На региональном уровне – Региональные центры по делам ГОЧС;

3. На территориальном и местном уровне – Органы управления по делам ГО;

4. На объектовом – Отделы и спец. назначенные лица.

К силам и средствам РСЧС относятся:

1) силы и средства наблюдения и контроля;

2) силы и средства ликвидации ЧС;

В перечень сил постоянной готовности МЧС России входят:

1. Центр управления в кризисных ситуациях в г. Москве;

2. Центральный аэромобильный спасательный отряд;

3. Поисково-спасательные службы;

4. Центр специального назначения;

5. Мобильные отряды соединений и воинских частей войск ГО;

6. Отдельные вертолётные отряды в ряде региональных центров.

Решением органов исполнительной власти в зависимости от обстановки на территориях устанавливается один из режимов функционирования РСЧС: повседневной готовности, повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

В систему РСЧС встроена система гражданской обороны Российской Федерации. Общее руководство гражданской обороной возложено на Председателя Правительства Российской Федерации, он является Начальником гражданской обороны Российской Федерации. В системе гражданской обороны действует принцип единоначалия.