Материальное стимулирование работников

Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы - премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности,' доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.

В общем положении устанавливаются различные виды стимулирования, такие, например, как:

Ÿ ежемесячные, ежеквартальные и годовые премии по результатам труда для каждого работника;

Ÿ премии за выполнение особо важных заданий; процентные надбавки за выслугу лет;

Ÿ дотации на обеды;

Ÿ единовременная материальная помощь при предоставлении ежегодного отпуска;

Ÿ оплата санаторно-курортного лечения.

Порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий разрабатываются торговым предприятием с учетом специфики его деятельности.

Премирование, как правило, производится по результатам работы за месяц или квартал. При необходимости могут устанавливаться другие периоды для премирования (сезон). Раздел о премировании должен включать:

Ÿ конкретные показатели и условия премирования по всем категориям работников;

Ÿ порядок выплаты премий, увеличения или уменьшения их размера.

Показатели и условия премирования должны быть конкретными, четко сформулированными. Они должны поддаваться количественному измерению и основываться на действующих учете и отчетности. Их расчет должен быть простым и понятным для работников. Показатели и условия премирования целесообразно дифференцировать по категориям работников. При этом не должна допускаться множественность показателей и условий премирования.

Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности по итогам работы предприятия за отчетный месяц. При отсутствии средств премии не выплачиваются. В положении о премировании целесообразно предусмотреть способ осуществления расчета премии. Как правило, начисление премий производится на заработок по окладам за фактически отработанное время. При этом целесообразно указать, на какие надбавки и доплаты премия начисляется и на какие не начисляется. Кроме того, необходимо четко определить, как начисляется премия на заработок за сверхурочное время, за работу в праздничные и выходные дни. Как правило, премия начисляется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад). Размеры и шкала премирования определяют величину премии. В табл. 7.4 приводится шкала премирования за отдельные результаты деятельности торгового предприятия.

Таблица 7.4

Размеры премий и виды поощрений

Наименование поощрений Размер выплаты премий, %
Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе
Личное участие в оформлении витрины и торгового зала
Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей, улучшению организации труда на рабочем месте
Внедрение предложений, направленных на сокращение издержек обращения
Задержание покупателей с неоплаченным товаром

Одновременно разрабатывается положение о снижении размеров выплаты премий за различные нарушения, упущения в работе. Лишение премий также оформляется приказом руководителя предприятия с указанием причины (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Показатели снижения размеров выплаты премий

№ пп Виды нарушений Размер снижения премий, %
1.
1. Наличие жалоб и нарушений правил торговли от 10 до 30
2. Наличие нарушений санитарных норм и правил (нарушение формы санитарной одежды), нарушение сроков медицинского осмотра до30
3. Наличие нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка:  
  опоздание на работу до 30
  прогул, самовольный уход с рабочего места до 100
  нахождение на работе в нетрезвом состоянии до 100
4. Невыполнение своих функциональных обязанностей (в соответствии с должностной инструкций) от 10 до 100
5. Необеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств от 20 до 100
6. Неподготовленность торгового зала к началу рабочего дня, неполная выкладка товаров в соответствии с имеющимся ассортиментом, выкладка некачественного товара до 50
7. Грубость, нетактичное поведение, создание конфликтных ситуаций с покупателями от 50 до 100
8. Неправильное обращение с оборудованием от 10 до 40
9. Нарушение правил пожарной безопасности до 20
10. Нарушение правил охраны труда и техники безопасности до 20
11. Нарушение правил приема посуды от населения до 50

Окончание табл.7.5.

1.
12. Подача товаров в торговый зал без маркировки от 20 до 30
13. Совершение хищений на рабочем месте
14. Невыполнение указаний и распоряжений руководства от 30 до 50
15. Несвоевременное обеспечение покупателей корзинами для доставки товаров к узлу расчета до 20
16. Необеспечение сохранности денежных средств от 10 до 30
17. Пропуск товаров при расчете с покупателями от 10 до 100

Для стимулирования труда в коллективных договорах может быть определена бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отдельным категориям работников, работающих в неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе.

В соответствии с действующими инструктивными материалами расходы, направленные на материальное стимулирование, могут осуществляться за счет:

расходов на оплату труда, отражаемых в издержках обращения; чистой прибыли.

Совершенствование материального стимулирования работников обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности, которая является важнейшей предпосылкой благополучия предприятия и его работников.

Для повышения материального стимулирования работников при заключении коллективных договоров на торговых предприятиях могут быть предусмотрены следующие виды доплат:

Ÿ за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника с использованием на эти цели части тарифной ставки временно отсутствующих работников;

Ÿ за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;

Ÿ доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением смены на две части, за фактически отработанное время в день (в % к тарифной ставке (окладу));

Ÿ за вредные условия работы (например, на складах бытовой химии).

Трудовое законодательство регламентирует доплаты за работу:

Ÿ в ночное время;

Ÿ в выходные и праздничные дни;

Ÿ в сверхурочное время.

Ночным считается время с 22 до 6 ч утра. Смена считается ночной, если не менее половины ее времени приходится на эти часы. Работа в ночное время оформляется соответствующими документами и оплачивается в повышенном размере, определенном в коллективном договоре.

Для работы в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, работники моложе 18 лет. Инвалиды могут привлекаться для работы в ночное время только с их письменного согласия и при наличии разрешения медицинских органов.

Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. По желанию работающего денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.

Надбавки к заработной плате начисляются к окладу. Они определяются предприятием самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств. Размеры и условия таких выплат определяются в коллективном договоре или трудовом контракте. Наиболее типичными могут быть надбавки за высокое профессиональное мастерство, за достижения в труде, за выполнение особо важных работ.