Материальное стимулирование работников
Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы - премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности,' доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.
В общем положении устанавливаются различные виды стимулирования, такие, например, как:
Ÿ ежемесячные, ежеквартальные и годовые премии по результатам труда для каждого работника;
Ÿ премии за выполнение особо важных заданий; процентные надбавки за выслугу лет;
Ÿ дотации на обеды;
Ÿ единовременная материальная помощь при предоставлении ежегодного отпуска;
Ÿ оплата санаторно-курортного лечения.
Порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий разрабатываются торговым предприятием с учетом специфики его деятельности.
Премирование, как правило, производится по результатам работы за месяц или квартал. При необходимости могут устанавливаться другие периоды для премирования (сезон). Раздел о премировании должен включать:
Ÿ конкретные показатели и условия премирования по всем категориям работников;
Ÿ порядок выплаты премий, увеличения или уменьшения их размера.
Показатели и условия премирования должны быть конкретными, четко сформулированными. Они должны поддаваться количественному измерению и основываться на действующих учете и отчетности. Их расчет должен быть простым и понятным для работников. Показатели и условия премирования целесообразно дифференцировать по категориям работников. При этом не должна допускаться множественность показателей и условий премирования.
Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности по итогам работы предприятия за отчетный месяц. При отсутствии средств премии не выплачиваются. В положении о премировании целесообразно предусмотреть способ осуществления расчета премии. Как правило, начисление премий производится на заработок по окладам за фактически отработанное время. При этом целесообразно указать, на какие надбавки и доплаты премия начисляется и на какие не начисляется. Кроме того, необходимо четко определить, как начисляется премия на заработок за сверхурочное время, за работу в праздничные и выходные дни. Как правило, премия начисляется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад). Размеры и шкала премирования определяют величину премии. В табл. 7.4 приводится шкала премирования за отдельные результаты деятельности торгового предприятия.
Таблица 7.4
Размеры премий и виды поощрений
Наименование поощрений | Размер выплаты премий, % |
Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе | |
Личное участие в оформлении витрины и торгового зала | |
Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей, улучшению организации труда на рабочем месте | |
Внедрение предложений, направленных на сокращение издержек обращения | |
Задержание покупателей с неоплаченным товаром |
Одновременно разрабатывается положение о снижении размеров выплаты премий за различные нарушения, упущения в работе. Лишение премий также оформляется приказом руководителя предприятия с указанием причины (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Показатели снижения размеров выплаты премий
№ пп | Виды нарушений | Размер снижения премий, % |
1. | ||
1. | Наличие жалоб и нарушений правил торговли | от 10 до 30 |
2. | Наличие нарушений санитарных норм и правил (нарушение формы санитарной одежды), нарушение сроков медицинского осмотра | до30 |
3. | Наличие нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка: | |
опоздание на работу | до 30 | |
прогул, самовольный уход с рабочего места | до 100 | |
нахождение на работе в нетрезвом состоянии | до 100 | |
4. | Невыполнение своих функциональных обязанностей (в соответствии с должностной инструкций) | от 10 до 100 |
5. | Необеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств | от 20 до 100 |
6. | Неподготовленность торгового зала к началу рабочего дня, неполная выкладка товаров в соответствии с имеющимся ассортиментом, выкладка некачественного товара | до 50 |
7. | Грубость, нетактичное поведение, создание конфликтных ситуаций с покупателями | от 50 до 100 |
8. | Неправильное обращение с оборудованием | от 10 до 40 |
9. | Нарушение правил пожарной безопасности | до 20 |
10. | Нарушение правил охраны труда и техники безопасности | до 20 |
11. | Нарушение правил приема посуды от населения | до 50 |
Окончание табл.7.5.
1. | ||
12. | Подача товаров в торговый зал без маркировки | от 20 до 30 |
13. | Совершение хищений на рабочем месте | |
14. | Невыполнение указаний и распоряжений руководства | от 30 до 50 |
15. | Несвоевременное обеспечение покупателей корзинами для доставки товаров к узлу расчета | до 20 |
16. | Необеспечение сохранности денежных средств | от 10 до 30 |
17. | Пропуск товаров при расчете с покупателями | от 10 до 100 |
Для стимулирования труда в коллективных договорах может быть определена бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отдельным категориям работников, работающих в неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе.
В соответствии с действующими инструктивными материалами расходы, направленные на материальное стимулирование, могут осуществляться за счет:
расходов на оплату труда, отражаемых в издержках обращения; чистой прибыли.
Совершенствование материального стимулирования работников обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности, которая является важнейшей предпосылкой благополучия предприятия и его работников.
Для повышения материального стимулирования работников при заключении коллективных договоров на торговых предприятиях могут быть предусмотрены следующие виды доплат:
Ÿ за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника с использованием на эти цели части тарифной ставки временно отсутствующих работников;
Ÿ за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;
Ÿ доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением смены на две части, за фактически отработанное время в день (в % к тарифной ставке (окладу));
Ÿ за вредные условия работы (например, на складах бытовой химии).
Трудовое законодательство регламентирует доплаты за работу:
Ÿ в ночное время;
Ÿ в выходные и праздничные дни;
Ÿ в сверхурочное время.
Ночным считается время с 22 до 6 ч утра. Смена считается ночной, если не менее половины ее времени приходится на эти часы. Работа в ночное время оформляется соответствующими документами и оплачивается в повышенном размере, определенном в коллективном договоре.
Для работы в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, работники моложе 18 лет. Инвалиды могут привлекаться для работы в ночное время только с их письменного согласия и при наличии разрешения медицинских органов.
Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. По желанию работающего денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в одинарном размере.
Надбавки к заработной плате начисляются к окладу. Они определяются предприятием самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств. Размеры и условия таких выплат определяются в коллективном договоре или трудовом контракте. Наиболее типичными могут быть надбавки за высокое профессиональное мастерство, за достижения в труде, за выполнение особо важных работ.