Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Очаг бактериологического поражения

Люди, животные, растения могут быть поражены возбудителями различных инфекционных заболеваний. Среди них особо опасными являются: чума, холера, сибирская язва, ботулизм, туляремия, оспа и другие.

В результате заражения местности возбудителями инфекционных заболеваний могут образоваться зоны бактериологического заражения и очаги бактериологического поражения (ОБП).

Очагом бактериологического поражения называется территория, на которой в результате воздействия возбудителей инфекционных заболеваний произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и продуктов.

Граница ОБП устанавливается формированиями медицинской службы и службы гражданской обороны – защита животных и растений. Данные о размерах ОБП получают от наблюдательных постов, разведывательных звеньев, групп, а также метеорологических и санитарно-эпидемических станций. Для предотвращения распространения инфекции председателем комиссии по ЧС области вводится режим карантина или обсервации.

 

Литература: [1], C.60–76; [4], C.100, 101; [5].

 

Ввиду важности и актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности населения России в чрезвычайных ситуациях Президентом и правительством РФ издан ряд указов и постановлений, регламентирующих создание и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

К основным из них относятся:

- Федеральный закон “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”, 1994г.

- Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", 14 июля 1995 г. принят Государственной Думой, №151.

- Постановление Правительства РФ №1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС", 5 ноября 1995г.

- Постановление Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС".

- Федеральный закон “О гражданской обороне” от 12 февраля 1998г, №28.

Рассмотрим назначение и элементы системы безопасности в ЧС. Система РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, уменьшения ущерба, наносимого экономике РФ ЧС. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, общественные организации, их силы и средства для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в ЧС. В целом РСЧС построена по территориально-производственному принципу на всей территории РФ, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (см. рис. 3.3.1).

 

 


Рис. 3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).


РЦ ГОЧС – региональные центры ГОЧС,

КЧС – комиссии по делам ЧС,

ПУ – пункты управления,

ЦУ КС РЦ ГОЧС – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров ГОЧС,

ЦУ КС МЧС России – центр управления в кризисных ситуациях МЧС России,

ИЦ РЦ – информационные центры региональных центров,

ИЦ ОУ – информационные центры органов управления,

ИЦ организаций – информационные центры организаций,

ИЦ федер. ОУ ИВ – информационный центр федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности этих подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается правительством РФ.

Каждый уровень имеет координирующие органы. Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне – межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственная комиссия по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на территориальном уровне – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне (город, район) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне – объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальной базы, на небольших и не относящихся к опасным объектах КЧС не создаются).

Основными задачами объектовой комиссии по ЧС являются:

- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышение надежности потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержание в готовности локальных систем контроля и оповещения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала объекта;

- руководство созданием и использованием финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям в ЧС.

Рабочим органом объектовой комиссии по ЧС является отдел, сектор, специальные лица ГО ЧС.

Органами управления по делам ГОЧС являются:

- на федеральном уровне – МЧС;

- на региональном уровне – региональные центры;

- на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне – отделы по делам ГОЧС.

В состав комиссии по ЧС (КЧС) входят:

- председатель – руководитель объекта;

- заместители председателя – главный инженер, начальник отдела ГОЧС объекта;

- члены комиссии – главные специалисты объекта; председатель эвакокомиссии, руководители структурных подразделений объекта, которые являются начальниками служб ГО; руководители специальных служб (техники безопасности, экологии, финансов и др.).

В состав сил и средств РСЧС входят:

- аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение трех суток и находящиеся в общей готовности;

- специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ.

Другие войска и воинские формирования привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с нормативно правовыми актами РФ. На базе специализированных организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

РСЧС функционирует в трех режимах:

1) повседневной деятельности;

2) повышенной готовности;

3) чрезвычайной ситуации.