Система управления охраной труда на предприятии

Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве

Система управления охраной труда (СУОТ) - целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.

Основные функции системы :

1. Организация и координация работ в области охраны труда.

2. Планирование работ в области охраны труда.

3. Контроль состояния охраны труда.

4. Учет и анализ показателей состояния охраны труда.

5. Стимулирование работы по ОТ.

 

Основные функции системы:

1. Обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда.

2. Обеспечение безопасности производственного оборудования.

3. Обеспечение безопасности производственных процессов.

4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений.

5. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда.

6. Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты.

7. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.

8. Профессиональный отбор работающих.

Управление охраной труда на предприятии в целом возложено на руководителя или главного инженера, в цехах, на производственных участках, в службах - на руководителей подразделений и служб.

Опыт работы многих предприятий без травм показывает, что системный подход к решению вопросов охраны труда позволяет своевременно создавать условия для безопасной работы, организовывать четкий контроль за соблюдением правил техники безопасности и проведение анализа условий труда. Системный подход позволяет оперативно осуществлять меры по устранению причин производственного травматизма, применять системы стимулирования за улучшение охраны труда.

Охрана труда в отличие от других объектов управления пронизывает всю производственную деятельность и неразрывно связана не только с производством в целом, с каждым технологическим процессом, но и с каждым рабочим местом в отдельности.

Поэтому работа по ОТ не может быть сферой деятельности только определенной группы специалистов. Практически она является составной частью деятельности каждого работника предприятия как руководителя, так и исполнителя.

Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроля за их реализацией осуществляет служба охраны труда, непосредственно подчиненная главному инженеру предприятия. Администрация анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях, принимает решения , направленные на устранение отклонений показателей состояния условий труда от нормативных, и обеспечивают их реализацию.

Организация и координация работ в области охраны труда предусматривает предварительное формирование органов управления, установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, а также принятие и реализацию управленческих решений.

Планирование работ по охране труда определяет задания подразделениям и службам подразделения, участвующим в решении задач управления.

Контроль за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ направлен на проверку состояния условий труда работающих, выявление отклонений от стандартов по безопасности труда, норм и правил государственного надзора и другой нормативной документации.

Учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда и функционирования СУОТ направлены на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера до директора). Управленческие решения принимаются на основе поступающей информации о несчастных случаях и профзаболеваниях, данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности, предписаний органов государственного надзора и технической инспекции труда.

Для создания заинтересованности работающих в обеспечении безопасных здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках и предприятия в целом создают различного рода системы стимулирования за работу по ОТ. Виды и формы стимулирования определяет администрация совместно с профсоюзным комитетом.