Первая медицинская помощь при термических ожогах.

Аннотация (краткое содержание) темы.

Хронокарта практического занятия

Структура содержания темы.

Занятие № 2

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности»

 

для специальности040400 Социальная работа (очная форма обучения)

 

 

ТЕМА «Первая медицинская помощь при термических поражениях и несчастных случаях».

 

Утверждены на кафедральном заседании

№ протокола……………

«___» 2011 г.

 

Зав. кафедрой………………….

ГОУ ВПО Крас ГМУ Минздравсоцразвития России

д.м.н., проф. А.А Попов

 

Составитель:

ст. преподаватель В.Е. Войконов

 

 

Красноярск

Тема: «Первая медицинская помощь при термических поражениях и несчастных случаях»

 

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы: с неотложными состояниями может встретиться в жизни любой врач, в любых условиях. И здесь требуется не только знания, но и быстрота реакции, определённая твёрдость. Ибо растерявшийся врач может только усугубить ситуацию. Наконец, требуется известный уровень врачебного мышления. Он определяется тем фактом, что буквально в считанные минуты необходимо прежде всего разобраться в диагнозе, часто не имея под рукой необходимой, даже простейшей диагностической аппаратуры. Вот почему на этом этапе оказания помощи важны хорошие знания дифференциальной диагностики, умение быстро и чётко ориентироваться в жалобах больного и объективных симптомах заболевания.

Цели обучения:

Общая цель: овладеть знаниями по оказанию первой медицинской помощи

Учебная цель: должен знать правила оказания медицинской помощи.

 

4. Место проведения: учебный класс

5. Оснащение занятия:мультимедийный проектор, ноутбук, фантомы, тренажер для проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.

 

  п/п Этапы практического занятия Продолжи тельность (мин) Содержание этапа и оснащённость
1. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и цели Преподавателем объявляется тема и её актуальность, цели занятия
3. Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем
5. Работа на практических занятиях Работа: С приборами или с……..
6. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи.
7. Задание на дом. Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме.
  Всего:  

 

 

Ожоги возникают вследствие воздействия высокой температуры, а также под воздействием ультрафиолетового и других видов облучения (лучевые ожоги) и являются наиболее частыми и тяжёлыми видами поражений.

Термические ожоги классифицируют:

- по площади поражения (в процентах к поверхности тела, принятой за 100%);

- по глубине поражения (Ι, ΙΙ, ΙΙΙА, ΙΙΙБ и ΙV степень);

- по периодам течения ожоговой болезни (ожоговый шок, острая ожоговая токсемия, септикотоксемия, реконвалесценция).

Для определения площади ожога используют следующие способы: «Правило ладони» и «Правило девятки»

Размер ладони составляет примерно 1% общей площади кожного покрова человека.

Согласно «Правилу девятки» поверхность головы и шеи составляет 9%. Одна верхняя конечность – 9%, одна нижняя конечность – 18% (бедро – 9%, голень + стопа – 9%) поверхности тела. Задняя поверхность туловища – 18%, передняя – 18%, промежность и наружные половые органы составляют 1% поверхности тела.

Выделяют 4 степени ожогов:

I степень – гиперемия и отёк кожи;

II степень – гиперемия и отёк кожи с отслоением эпидермиса и образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью;

IIIA степень – эпидермис отсутствует, мягкие покровные ткани отёчны, напряжены, поверхность их белесовато-серой окраски, сосудистый рисунок отсутствует, болевая и тактильная чувствительность снижены.

IIIБ степень – некроз кожных покровов, имеющих вид плотных сухих буровато-коричневых струпов с различным в их толще рисунком тромбированных подкожных вен. Струп не берётся в складку, спаян с подлежащими тканями. Болевая и тактильная чувствительность отсутствуют;

IV степень – некроз кожи и глубжележащих тканей (подкожная клетчатка, фасции, сухожилия, мышцы, кости).

При ожогах свыше 10% поверхности тела, особенно глубоких, а у лиц пожилого возраста и детей при меньшей площади поражения, в организме пострадавшего возникает комплекс общих и местных расстройств, следствием которых является развитие ожоговой болезни.

Медицинская помощь.

Первая задача при оказании помощи – прекращение действия поражающего фактора. Для этого нужно сбросить загоревшую одежду, сбить с ног бегущего в горящей одежде, облить его водой, накрыть горящий участок одежды плотным покрывалом, но не прижимать плотно к телу. Затем вынести (вывезти) из зоны пожара в целях предупреждения отравления продуктами горения.

Первую медицинскую и доврачебную помощь начинают оказывать пострадавшему по неотложным показаниям:

- нарушение внешнего дыхания (западение языка в бессознательном состоянии);

-наружное кровотечение (при термо-механических повреждениях).

Для освобождения дыхательных путей голову пострадавшего следует слегка отвести назад, выдвинуть нижнюю челюсть и освободить дыхательные пути (рот и глотку) от инородного тела салфеткой, обёрнутой вокруг пальца, а затем приступить к искусственной вентиляции лёгких одним из методов: «изо рта в рот», либо «изо рта в нос).

Метод «изо рта в рот». Поражённого укладывают на твёрдую поверхность. Оказывающий помощь одну руку подкладывает под шею, другую кладёт на лоб пострадавшего и запрокидывает ему голову. Пальцами, расположенными на лбу, закрывают нос, чтобы не было утечки воздуха. Оказывающий помощь охватывает своим ртом рот пострадавшего и производит активный выдох в его лёгкие. Затем следит за состоявшимся пассивным выдохом пострадавшего.при проведении ИВЛ необходимо всё время наблюдать за экскурсиями грудной клетки: при вдохе грудная клетка должна расширяться, при выдохе – сжиматься.

Метод «изо рта в нос». Этот метод показан в тех случаях, когда не удаётся разжать челюсти пострадавшего.

Для предупреждения ожогового шока пострадавшему вводят обезболивающее средство с помощью шприц тюбика из аптечки АИ 2.

Для уменьшения теплопотери и профилактики вторичной инфекции следует наложить асептическую повязку на ожоговую поверхность.

Наложить транспортную иммобилизация обожженной конечности с таким расчётом, чтобы ожоговая поверхность не перегибалась.

При ожогах 1 ст пораженные участки обливают прохладной водой.

Пострадавшему для восполнения жидкости и солей необходимо дать соле-щелочное питьё (одна чайная ложка поваренной соли и одна чайная ложка пищевой соды на 1 литр воды).

При наличии кровотечения накладывают жгут с указанием времени наложения жгута, либо давящую повязку.

Эвакуация в ближайшее лечебное учреждение пострадавших с шокогенным ожогом.