Рекомендации по выполнению НИРС.

Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1. Наркоман употребил ЛСД для поднятия настроения, в результате чего у него развилась галлюцинация в виде искажений: у человека одна рука стала длиннее другой, одно ухо приобрело гигантские размеры, одна нога стала в 3 раза объёмнее другой, причём ему это казалось смешным. Появилось хорошее радужное настроение, беспричинный смех, повышенная двигательная активность, болтливость.

Вопрос: 1. какой психический процесс нарушен в случае с изменением формы человека?

2. какой психический процесс нарушен при изменении настроения?

3. какой вид нарушения при изменении настроения?

Ответ: 1.нарушение восприятия (перцепция).

2. эмоция.

3. стеническая эмоция.

 

Задача № 2. К психологу обратился мужчина 40 лет для определения профпригодности.

Во время беседы психолог обратил внимание на следующие черты темперамента пациента: человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности, но в тоже время боится высоты.

Вопрос: 1. какой темперамент у пациента?

2. как называется страх высоты?

Ответ: 1. сангвиник.

2. акрофобия.

 

Задача № 3. Рабочему дали задание сделать деталь в количестве 10 штук за смену. Работа увлекла рабочего и он сделал 12 деталей за смену. Планку увеличили до 15 деталей. Рабочий выполнил и это задание. Повысили до 20 деталей. Он выполнил и это задание, но с большим напряжением как физических, так и психических сил.

Вопрос: 1. какое психическое состояние возникло у рабочего, когда ему повысили задание до 15 деталей?

2. какой процесс возник у рабочего при повышении задания до 20 деталей?

3. какой процесс может возникнуть если ему поставят задачу производить по 20 деталей в течение длительного времени?

Ответ: 1. стресс.

2. гипермобилизация.

3. дистресс.

 

Задача № 4. Рабочий, производя по 20 деталей за смену постепенно начал производить меньшее количество деталей и к концу месяца стал производить всего 8 деталей при норме10 деталей. У него появилась скованность, движения стали медленные, появилась рассеянность, безразличие к тому, что он выполнит план или нет, на замечание руководителей не реагирует.

Вопрос: 1. какое психическое состояние возникло у рабочего?

2. какой тип психического напряжения возник у рабочего?

Ответ: 1. гигипермобилизация привела к дистрессу.

2. тормозной тип психического напряжения.

 

Задача № 5. В ночное время рабочий выполнял монотонную работу. Через 6 часов непрерывной работы он внезапно потерял сознание на несколько секунд. После проделанной физзарядки и кратковременного отдыха продолжил работу.

Вопрос: 1. какое психическое состояние возникло у рабочего?

2. какое второе название имеет данное психическое состояние?

Ответ: 1. пароксизмальное состояние.

2. абсанс.

 

Задача № 6. Молодой человек поступил на работу учеником токаря. Мастер закрепил за ним квалифицированного рабочего (учителя), который объяснил и показал как работать на станке, довёл до сведения правила безопасности при работе на станке и затем дал задание выточить болт и нарезать резьбу. В первое время у ученика получалось не совсем гладко, был брак, но постепенно он освоился и выполнял задание в срок, а затем стал даже перевыполнять план.

Вопрос: 1. укажите первый этап обучения и его функцию.

2. укажите второй этап обучения и его функцию.

3. укажите третий этап обучения и его функцию.

Ответ: 1. когда учитель объяснил как работать на станке и провёл инструктаж по технике безопасности. Первоначальное овладение действиями.

4. когда ученик вытачивал болт и нарезал на нём резьбу. Уточнение и объединение действиями.

5. когда ученик стал выполнять и даже перевыполнять план. Закрепление действий вплоть до автоматизма.

 

6. Перечень практических умений по изучаемой теме:

- определять отклонения в психике, связанной с восприятием, вниманием, памятью, мышлением;

- определять отклонения в психике, связанной с темпераментом, характером;

- определить отклонения в психике, связанной с утомлением, психическим напряжением, стрессом и пароксизмальным состоянием;

- определять отклонения в психике, связанной с употреблением лекарственных средств, наркотических средств;

- определять отклонения в психике связанной с алкогольной астенией.

 

- психофизиологические основы безопасности;

- психические процессы, влияющие на безопасность;

- психические свойства, влияющие на безопасность;

- психические состояния и безопасность человека;

- особые психические состояния.