Первая медицинская помощь при термических ожогах.
ЛЕКЦИЯ
Рекомендованная литература по теме занятия
- Обязательная: - Учебник для ВУЗов, 2ое издание под редакцией Л.А. Михайлова – 2010 «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебник . 13 –е издание под редакцией О.Н. Русака. 2010. « Безопасность жизнедеятельности»
- Дополнительная:- И.И.Сахно, В.И. Сахно. «Медицина катастроф (организационные вопросы)» М.; ГОУ ВНМЦ МЗ РФ, 2002 г. – 560 стр
- «Медицина катастроф» учебное пособие под редакцией А.Р. Вандышева М. 2002 г.
- электронные ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО Крас ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития
России
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения,
медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО
Тема: «Первая медицинская помощь
при термических поражениях и несчастных случаях»
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола……………
«___» 2011 г.
Зав. кафедрой………………….
ГОУ ВПО Крас ГМУ Минздравсоцразвития России
д.м.н., проф. А.А Попов
Составитель:
ст. преподаватель В.Е. Войконов
Красноярск
1. Значение темы:с неотложными состояниями может встретиться в жизни любой врач, в любых условиях. И здесь требуется не только знания, но и быстрота реакции, определённая твёрдость. Ибо растерявшийся врач может только усугубить ситуацию. Наконец, требуется известный уровень врачебного мышления. Он определяется тем фактом, что буквально в считанные минуты необходимо, прежде всего, разобраться в диагнозе, часто не имея под рукой необходимой, даже простейшей диагностической аппаратуры. Вот почему на этом этапе оказания помощи важны хорошие знания дифференциальной диагностики, умение быстро и чётко ориентироваться в жалобах больного и объективных симптомах заболевания.
2. Цели обучения:
2.1 общая цель: изучить основные симптомы травматических повреждений таких как ожоги, отморожения, элетротравмы, а также симптоматику и клинику неотложных состояний при инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, обмороках, инсульте
2.2 учебная цель:обучающийся должен знать перечень мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при отсутствии медикаментов и простейшей диагностической аппаратуры.
2.3 психолого-педагогическая цель:
- выработать у студентов уверенность в том, что при своевременном и грамотном проведении мероприятий первой медицинской помощи, сроки лечения, вероятность осложнений и летальных исходов значительно сокращается.
3. Учебные вопросы и расчёт времени
Введение | -5мин |
1. Первая медицинская помощь при ожогах. | -10мин |
2. Первая медицинская помощь при обморожениях. | -10мин |
3. Первая медицинская помощь при электротравмах. | -10мин |
4. Первая медицинская помощь при утоплении. | -10мин |
5. Первая медицинская помощь при инфаркте миокарда. | -10мин |
6. Первая медицинская помощь при гипертоническом кризе. | -10мин |
7. Первая медицинская помощь при обмороке. | -10мин |
8. Первая медицинская помощь при инсульте. | -10мин |
Заключение | -5мин |
Всего: |
4. Литература:
4.1. обязательная:
- Учебник для ВУЗов, 2ое издание под редакцией Л.А. Михайлова – 2010 «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебник . 13 –е издание под редакцией О.Н. Русака. 2010. « Безопасность жизнедеятельности»
4.2. дополнительная:
- И.И.Сахно, В.И. Сахно. «Медицина катастроф (организационные вопросы)» М.; ГОУ ВНМЦ МЗ РФ, 2002 г. – 560 стр
- «Медицина катастроф» учебное пособие под редакцией А.Р. Вандышева М. 2002 г.
5. Наглядные пособия:презентация №1 Ms. Power Point, слайды, таблицы.
6. Технические средства:мультимедийный проектор, ноутбук, диапроектор.
Введение:ожоги возникают вследствие воздействия высокой температуры (термические ожоги), крепких кислот и щелочей (химические ожоги), а также под воздействием ультрафиолетового и других видов облучения (лучевые ожоги). В мирное время основное место занимают термические ожоги в результате неосторожности в быту (обваривание кипятком), пожаров, реже вследствие производственных травм из-за несоблюдения мер безопасности. Наиболее типичными лучевыми ожогами являются солнечные. Ожоги в качестве боевой травмы могут быть обусловлены применением зажигательных смесей, а также ядерного оружия, световое излучение которого вызывает ожоги кожи и поражение органов зрения.
Ожоги возникают вследствие воздействия высокой температуры, а также под воздействием ультрафиолетового и других видов облучения (лучевые ожоги) и являются наиболее частыми и тяжёлыми видами поражений.
Термические ожоги классифицируют:
- по площади поражения (в процентах к поверхности тела, принятой за 100%);
- по глубине поражения (Ι, ΙΙ, ΙΙΙА, ΙΙΙБ и ΙV степень);
- по периодам течения ожоговой болезни (ожоговый шок, острая ожоговая токсемия, септикотоксемия, реконвалесценция).
Для определения площади ожога используют следующие способы: «Правило ладони» и «Правило девятки»
Размер ладони составляет примерно 1% общей площади кожного покрова человека.
Согласно «Правилу девятки» поверхность головы и шеи составляет 9%. Одна верхняя конечность – 9%, одна нижняя конечность – 18% (бедро – 9%, голень + стопа – 9%) поверхности тела. Задняя поверхность туловища – 18%, передняя – 18%, промежность и наружные половые органы составляют 1% поверхности тела.
Выделяют 4 степени ожогов:
I степень – гиперемия и отёк кожи;
II степень – гиперемия и отёк кожи с отслоением эпидермиса и образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью;
IIIA степень – эпидермис отсутствует, мягкие покровные ткани отёчны, напряжены, поверхность их белесовато-серой окраски, сосудистый рисунок отсутствует, болевая и тактильная чувствительность снижены.
IIIБ степень – некроз кожных покровов, имеющих вид плотных сухих буровато-коричневых струпов с различным в их толще рисунком тромбированных подкожных вен. Струп не берётся в складку, спаян с подлежащими тканями. Болевая и тактильная чувствительность отсутствуют;
IV степень – некроз кожи и глубжележащих тканей (подкожная клетчатка, фасции, сухожилия, мышцы, кости).
При ожогах свыше 10% поверхности тела, особенно глубоких, а у лиц пожилого возраста и детей при меньшей площади поражения, в организме пострадавшего возникает комплекс общих и местных расстройств, следствием которых является развитие ожоговой болезни.
Медицинская помощь.
Первая задача при оказании помощи – прекращение действия поражающего фактора. Для этого нужно сбросить загоревшую одежду, сбить с ног бегущего в горящей одежде, облить его водой, накрыть горящий участок одежды плотным покрывалом, но не прижимать плотно к телу. Затем вынести (вывезти) из зоны пожара в целях предупреждения отравления продуктами горения.
Первую медицинскую и доврачебную помощь начинают оказывать пострадавшему по неотложным показаниям:
- нарушение внешнего дыхания (западение языка в бессознательном состоянии) это ИВЛ;
• При остановке сердца непрямой массаж сердца.
-наружное кровотечение (при термо-механических повреждениях).
Для освобождения дыхательных путей голову пострадавшего следует слегка отвести назад, выдвинуть нижнюю челюсть и освободить дыхательные пути (рот и глотку) от инородного тела салфеткой, обёрнутой вокруг пальца, а затем приступить к искусственной вентиляции лёгких одним из методов: «изо рта в рот», либо «изо рта в нос).
Для предупреждения ожогового шока пострадавшему вводят обезболивающее средство с помощью шприц тюбика из аптечки АИ 2.
Для уменьшения теплопотери и профилактики вторичной инфекции следует наложить асептическую повязку на ожоговую поверхность.
Наложить транспортную иммобилизация обожженной конечности с таким расчётом, чтобы ожоговая поверхность не перегибалась.
При ожогах 1 ст пораженные участки обливают прохладной водой.
Пострадавшему для восполнения жидкости и солей необходимо дать соле-щелочное питьё (одна чайная ложка поваренной соли и одна чайная ложка пищевой соды на 1 литр воды).
При наличии кровотечения накладывают жгут с указанием времени наложения жгута, либо давящую повязку.
Эвакуация в ближайшее лечебное учреждение пострадавших с шокогенным ожогом.