Введение
Роль человеческого фактора в безопасности деятельности очень велика, особенно важны психофизиологические особенности виновников и жертв несчастных случаев.
В связи с этим психофизиологические аспекты безопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, где изучаются закономерности происхождения и функционирования психического отражения человеком объективной реальности в процессе безопасной трудовой деятельности.
Необходимо отметить, что естественная система защиты человека не всегда может обеспечить требуемую безопасность в условиях техносферы. Необходимы искусственные средства защиты. Чтобы разрабатывать искусственные системы безопасности, средства коллективной и индивидуальной защиты, необходимо знать характеристики человека и его роль в системах безопасности.
В системе безопасности человек выполняет три роли:
1. является объектом защиты;
2. выступать средством обеспечения безопасности;
3. сам может быть источником опасности.
- Психофизиологические основы безопасности.
Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе
деятельности человека. В психологии выделяются несколько направлений, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.
Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.
Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия
человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учётом психических свойств человека.
Психология безопасности изучает психологические (зависящие от человека)
причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.
Вопрос о влиянии психофизиологических качеств человека на происхождение
несчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психологический факторы.
Слуховой фактор – глухота (неправильное определение источника шума,
неправильное распознаванию звукового сигнала, отсутствие восприятия звукового раздражителя).
Зрительный фактор – цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая
адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект.
К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройство
мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением,
выделяют три компонента: психические процессы ( восприятие, внимание, мышление, память); свойства (темперамент, характер); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения).
- Психические процессы, влияющие на безопасность.
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются
динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущение, восприятие и память).
Память – это свойство запоминания, сохранение и последующего воспроизведения
человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием ( за первые 9 часов информация уменьшается до 35%, поэтому необходимо проводить обучение, проводить инструктажи, учебные тренировки и т.д.).
Внимание – это направленность сознания на определённые объекты, имеющие для
личности устойчивую или ситуативную значимость, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.
Для привлечения внимания к опасностям используют различные средства – звуковые,
зрительные.
Восприятие (перцепция) – это полисенсорное отражение в сознании человека
предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
На основе перцепции осуществляется выбор решения, непосредственно связанный с мышлением.
Мышление – это процесс познавательной активности.
Чувства – это оперативное отражение в сознании человека его реальных
отношений, т.е. потребность субъекта, к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, которые способствуют травматизации являются чувство утраты реальности (аустичность), ложный страх (фобии) и др. Формой протекания чувств являются чувственный фон, эмоции, аффекты и настроения.
Чувственный тон – это своеобразная эмоциональная окраска протекания
физического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считается идиосинкразии, т.е. болезненное отвращение к определённым раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон (привлекательные звуки, приятный запах, цвет снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека.
Эмоции – это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными
видами эмоций являются стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции (решимость, радость, воодушевление, азарт) побуждают к
активным действиям.
Астенические эмоции (боязнь, страх, опасение, испуг, ужас) характеризуется
уходом от борьбы, замыканием в себе, излишними переживаниями.
Проявление эмоций связано с темпераментом и характером человека.
С эмоциями тесно связаны аффекты, т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания).
Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение
длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.
Воля – это форма психической активности человека, которая предполагает
регулирование человеком своего поведения, торможения ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподом волевых качеств – внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность – являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение.
- Психические свойства, влияющие на безопасность.
Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека,
считаются характер и темперамент.
Характер – это совокупность индивидуально психологических свойств, проявляющихся в типичной для данной личности, способах действия при определённых обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам. Характер учитывается при профориентации и профотборе.
Темперамент – под этим термином понимают сочетание таких характеристик человека, как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека – силы, подвижности и возбудимости. По темпераменту выделяются холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.
Сангвиник – это человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.
Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.
Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.
Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, глубоко переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устаёт. Темперамент обусловлен генетически, а характер зависит от самого человека и возраста.
На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (страх, боязнь).
Агорафобия – боязнь открытого пространства и скопления людей.
Акрофобия – страх высоты.
Клаустрофобия – боязнь закрытых, тесных пространств.
Пантофобия – боязнь всего вокруг, всего, что может произойти.
Псевдофобия – боязнь, вызванная когда-то пережитыми событиями; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев.
- Психические состояния и безопасность человека.
Психическое состояние человека – это относительно устойчива
структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Реакция организма на внешние раздражители не остаётся постоянной.
Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности, в результате чего, может возникнуть состояние психической напряжённости, которое называется стрессом.
Однако надо отметить то, что стресс оказывает не только положительное влияние
на результат труда, но и при превышении критического уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение процессов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до его срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом.
В современных механизированных и автоматизированных предприятиях рабочему
приходится сталкиваться с так называемыми стрессорами.
Выделяют 6 групп производственных стрессоров:
1. интенсивность работы;
2. давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа);
3. изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими;
4. однообразная монотонная работа;
5. недостаточная двигательная активность
6. различные внешние воздействия.
Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам
психического состояния, которые называют дистрессом или запредельными формами.
Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.
Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений, снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки.
Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса, обнаруживается у них вспыльчивость, раздражительность, резкость, грубость, обидчивость.
Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке.
К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряжённость, стресс, дистресс и особые состояния.
Утомление – это временное состояние органов или целого организма, характеризующееся снижением работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление. Крайней формой утомления служит тяжёлое утомление, граничащее с патологическими формами реакций на стимулы.
Развитие утомления связано с изменением работоспособности и в течении рабочего времени проходит три этапа: 1 - врабатывание, ΙΙ – устойчивой работоспособности, ΙΙΙ – наступление утомления.
К наиболее распространённым психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжённость и её длительное воздействие приводит к стрессам.
Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения, т.к. именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.
Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние.
Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, т.е. вызывают напряжение. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:
1. физиологический дискомфорт;
2. биологический страх;
3. дефицит времени на обслуживание
4. повышенная трудность задачи;
5. повышенная значимость ошибочных действий;
6. наличие релевантных помех;
7. неуспех вследствие объективных обстоятельств;
8. дефицит информации для принятия решения;
9. недогрузка информацией (сенсорная депривация);
10. перегрузка информацией;
11. конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими
функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания и обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное напряжение – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и устойчивости внимания.
Политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания и в неожиданных направлениях.
Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
К психическим состояниям относится мотивация, которая взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определённую структуру в виде иерархии мотивов. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.
Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который обозначает либо действие, сопряжённое с опасностью, либо действие в условиях неопределённости.
- Особые психические состояния.
Наряду с утомлением и стрессом выделяют особые психические состояния, включая пароксизмальные расстройства сознания, изменение настроения; состояния связанные с приёмом психотропных веществ (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков и т.д.).
Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, например абсанс. Причинами таких состояний служат заболевания, монотонный труд, работа в ночное время.
Психогенные изменения настроения возникают под влиянием стрессовых состояний и трагических событий (ухудшение настроения, вялость, безразличие, скованность, заторможенность, затруднение переключение внимания, замедление темпа мышления). Приём транквилизаторов, спиртных напитков влияют на психическую активность. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье).
Не менее опасны аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объёма сознания. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.
Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно.
Поведение срыва – при повторяющихся неудачах или в чрезвычайной ситуации человек может отказаться от своих целей.
Тревога (тревожное ожидание) – эмоциональная реакция на опасность.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Испуг – безусловно-рефлекторный «внезапный страх».
Боязнь, напротив, всегда связана с сознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.
Ужас – наиболее сильная степень аффекта страха и подавление страхом рассудка.
Паника – одна из форм страха. Биологическим механизмом её является активно-оборонительный вид рефлекса (оцепенел от страха, остолбенел от ужаса).
Массовая паника – один из видов поведения толпы.
Большую опасность для человека оказывает постоянный приём алкоголя в конечном итоге приводящий к алкоголизму. Пьянство и алкоголизм являются главными причинами производственного травматизма.
- Психологические методы повышения безопасности.
В действиях человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечёт за собой нарушение действия в целом.
Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам: 1) по незнанию этих требований; 2) по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности; 3) в связи с неумением выполнить требования; 4) в связи с невозможностью выполнить требования.
Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определённые действия.
Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части действий проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм), вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
Одно из основных звеньев в профилактике производственного травматизма – обучение и закрепление навыков и умений.
Формирование навыка происходит в 4 этапа: 1) ознакомительный, 2) подготовительный (аналитический), 3) стандартизирующий (синтетический),4) варьирующий (ситуативный).
На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном – сознательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом – автоматизация действий и на ситуативном – пластичное приспособление к изменяющимся условиям.
Наибольшее число несчастных случаев отмечается на подготовительном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации. На ситуативном этапе для психологии безопасности труда представляет интерес интерференция навыков, т.е. отрицательный их перенос (при замене пульта управления машиной, изменение правил дорожного движения).
Сейчас взамен 4 этапов обучения выделяют три следующих этапа: 1) первоначальное овладение действиями, 2) уточнение и объединение действий, 3) закрепление действий вплоть до автоматизма.
Заключение:таким образом,рассмотрев факторы влияющие на безопасность жизнедеятельности человека можно сделать вывод, что психофизиологические аспекты безопасной деятельности зависят от множества психофизиологических процессов самого организма, так и внешнего воздействия окружающей среды на человека и знание этих аспектов поможет успешно решать вопросы по предупреждению травматизма.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО Крас ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития
России
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения,
медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО