Тема 8. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема 7. Тип героя-идеолога и жанровые особенности романа
Тема 6. Художественная структура романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема 5. Проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов».
1. «Обломов» - роман-монография и часть трилогии.
2. Тип гончаровского романа.
3. Центрообразующее положение главного героя, его место в системе персонажей: Обломов и Штольц, Обломов - Ольга Ильинская (смысл любовной коллизии), Обломов и Агафья Матвеевна, второстепенные персонажи.
4. Исторический и мифологический уровни сюжета (смысл и значение «Сна Обломова»).
5. «Обломов» И.А. Гончарова в русской критике (Дружинин, Добролюбов и др.).
Литература:
1. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда. Любое u1080 издание.
2. Роман И.А. Гончарова в русской критике. – М., 1991.
3. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? Любое издание.
4. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Дружинин А.В. Литературная критика. – М., 1983.
5. Лощиц Ю.М. Гончаров (ЖЗЛ). – М., 1977, 1986 (2-е изд.).
6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / гл. IX - об идиллическом хронотопе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
7. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова - романиста. – М., 1962.
8. Краснощекова Е.А. «Обломов» Гончарова. – М., 1970.
1. Типология тургеневского романа.
2. Место романа «Отцы и дети» в творчестве писателя.
3. Концепция и принципы изображения героев в романе:
а) функция предыстории;
б) диалог как средство раскрытия характеров;
в) смысл приема взаимоотражений характеров (Базаров и Павел Петрович);
г) способы выражения авторского лиризма,
4. Композиция и ее роль в раскрытии (выявлении) авторской позиции:
а) диалогические сцены и их значение в раскрытии основного конфликта,
б) группировка образов, ее принцип,
в) два круга путешествий Базарова, значение путешествий для обозначения динамики характера,
г) эпилог и символический смысл картины кладбища.
Литература:
1. Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. Любое издание.
2. Лебедев Ю.В. «Отцы и дети» Тургенева. – М., 1980.
3. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. - М., 1991.
4. Тирген П. К проблеме нигилизма в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Рус. лит. 1993. №1
5. Никитенко Н.С. Шекспировские темы и образы в романе Тургенева «Отцы и дети» // Русская литература. 1994. №4.
6. Эсалнек А.Л. Типология романа (теория и историко-литературные аспекты). – М., 1991.
7. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.
1. Русская пореформенная действительность 60-х гг. и изображение состояния мира в романе «Преступление и наказание».
2. Жанровая специфика романа, полифоническая структура (концепция М.М. Бахтина).
3. Социально-философское содержание преступления Раскольникова, мотивы преступления.
4. Двойники Раскольникова (Лужин, Свидригайлов и др.), вопрос о роли сюжетной линии Раскольников – Порфирий Петрович.
5. Образ Сони Мармеладовой, евангельские мотивы в романе.
6. Эпилог романа и его композиционная роль.
Литература:
1. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1931 гг. – М., 1990.
2. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. – Петрозаводск, 1978.
3. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1970.
4. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. – М., 1978.
5. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. – Свердловск, 1987.
6. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая культура. – М., 1985.
7. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
1. Полемика о жанре романа.
2. Особенности сюжетно-композиционного построения.
3. «Мысль народная» и форма ее воплощения в «Войне и мире». Широта изображения русской национальной жизни в произведении.
4. Семейно-бытовые гнезда как своеобразные композиционные центры романа (Ростовы, Болконские, Курагины и др.).
5. Массовые сцены, особенности их построения и роль.
6. Философия истории в романе.
Литература:
1. Купреянова Е.Н. Эстетика Л. Толстого. – М.-Л., 1966.
2. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса. О романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1978.
3. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи. – М., 1986.
4. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1978.
5. Галаган Г.Я. Л. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
6. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. – М., 1987.
7. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.