Хронокарта практического занятия

Занятие №

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для специальности 040400 Социальная работа (очная форма обучения).

 

ТЕМА: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

 

Утверждены на кафедральном заседании

№ протокола……………

«___» 2011 г.

 

Зав. кафедрой………………….

ГОУ ВПО Крас ГМУ Минздравсоцразвития России

д.м.н., проф. А.А Попов

 

Составитель:

ст. преподаватель В.Е. Войконов

 

Красноярск

 

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

 

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие, объяснение, беседа, упражнение.

3. Значение темы: состояние здоровья населения всё чаще признаётся показателем конечного воздействия факторов окружающей среды на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные воздействия.

Оценка устранимости отрицательного воздействия на здоровье людей приобретает особенно важное значение при разработке проектов и планов освоения новых районов, новой бытовой техники, новых технологий, синтезировании новых химических соединений, производстве продуктов питания.

Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.

 

Цели обучения:

Общая цель:изучить воздействие опасностей на организм человека и как организм адаптируется к воздействию отрицательных факторов, обучить студентов проведению мероприятий по устранению или ослаблению воздействия отрицательных факторов на человека, выработать у студентов уверенность в необходимости, эффективности и целесообразности в изучении и проведении работ по обеспечению безопасности для человека.

 

Учебная цель: должен знать психологию безопасности, какие психические процессы и состояния влияют на безопасность и мероприятия и методы повышения безопасности.

 

4. Место проведения практического занятия: учебный класс

 

5. Оснащение занятия: таблицы, плакаты, мультимедийный проектор, ноутбук.

 

6. Структура содержания темы.

 

 

  п/п Этапы практического занятия Продолжи тельность (мин) Содержание этапа и оснащённость
1. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и цели Преподавателем объявляется тема и её актуальность, цели занятия
3. Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем
5. Работа на практических занятиях Работа: с таблицами……..
6. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи.
7. Задание на дом. Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме.
  Всего:  

 

  1. Аннотация (краткое содержание) темы.

 

1. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям: общие принципы и механизмы адаптации.

Жизнь испытывает человека путём чрезмерного дискомфорта и реже - комфортом, высокими длительным напряжением физических и психических сил, стрессовыми ситуациями. Критерием устойчивости человека в таких условиях является характеристика здоровья населения и его интегральный показатель – вероятная продолжительность жизни.

При проведении анализа различных аспектов влияния окружающей среды на здоровье человека приоритетное значение придаётся факторам риска, непосредственно ведущим к возникновению заболеваний. Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью различных инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.

 

 

 


(влияние фактора и условий окружающей среды на состояние здоровья)

 

Начиная с момента рождения, организм сразу попадает в новые условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем организм непрерывно перестраивается в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, т.е. он адаптируется. Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определёнными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальными путями, причём главная роль принадлежит ЦНС.

Процесс саморегуляции осуществляется на основе «золотого правила» - всякое отклонение является толчком для немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функциональной системы, восстанавливающих этот жизненно важный приспособительный результат.

Функциональная система включает в себя рецепторные образования, оценивающие величину регулируемого показателя. Она имеет центральный аппарат – это структуры мозга, которые анализируют поступающие сигналы и принимают решение и программирующие ожидаемый результат.

В функциональной системе действуют исполнительные механизмы – периферические органы, реализующие поступающие команды. Также имеется в системе афферентная (обратная) связь, которая информирует центр об эффективности деятельности исполнительных механизмов и о достижении конечного результата.

Взаимодействуя между собой различные функциональные системы в конечном счёте представляют слаженно работающий организм.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в изменённой внешней среде.

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (терморегуляция, кровообращения, газообмена и др), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Наибольшее значение имеют внешние раздражители –это температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и др) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы.

При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации.

Компенсаторные механизмы – адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами внешней среды (при воздействии холода происходит сужение периферических сосудов, дрожание мышц).

Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма.

 

2. Взаимосвязь человека с окружающей средой.

 

Информацию о внешней и внутренней среде организма человек получает с помощью сенсорных систем (анализаторов, рецепторов).

Сенсорные органы можно разделить на следующие группы: экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы.

Экстерорецепторы воспринимают раздражения от окружающей среды (свет, тепло, звуки и др. сигналы).

Интерорецепторы воспринимают раздражения, идущие из внутренней среды организма (из органов, тканей, жидкостных сред).

Проприорецепторы воспринимают раздражения, которые возникают вследствие изменения степени сокращения и расслабления мышц и тем самым обеспечивает информацией о положении нашего тела в пространстве.

действуют на действуют на действуют на определяет

 

(возникновение субъективного ощущения а результате воздействия сенсорного стимула)

 

Существует понятие абсолютный порог чувствительности или, так называемый порог ощущения, когда рецептор начинает воспринимать раздражение. Величина, на которую один стимул должен отличаться от другого, чтобы их разница воспринималась человеком, называется дифференциальным порогом или порогом различения (по интенсивности, длительности, частоте, форме и т.д.). время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений, называют латентным периодом.

Отсутствие раздражителей или их низкий уровень интенсивности может привести к снижению резистентности и адаптационных возможностей организма. Так, отсутствие светового раздражителя может привести к атрофии зрительного анализатора, звукового – к атрофии слухового анализатора, отсутствие речевого воздействия (врождённая глухота) делает человека немым.

Многие регуляторные процессы протекают автоматически –это проприорецепция, осязание, двигательная координация, терморецепция.

 

3. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности.

 

Зрительная система.

Для правильной ориентации в окружающей среде у человека имеются глаза, т.е. зрительные анализаторы. Они позволяют получить представление о предмете о его цвете, величине, находится ли он в движении, расстояние до него и представляет ли он опасность для нас. Но зрение ограничено, так называемым полем зрения. Поле зрение – это пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и тела. Глаза способны принимать раздражения на различных расстояниях – аккомодация, приспосабливаться к световым условиям, обеспечивают остроту зрения, минимальную разность яркостей рассматриваемого предмета, фона (контрастность), скорость узнавания предмета, деталей предмета.

Ощущение, вызванное световым сигналом, сохраняется в глазу в течение некоторого времени несмотря на исчезновение сигнала. Эта инерция зрения находится в пределах от 0,1 до 0,3 сек. При определённой частоте мелькания световой сигнал начинает восприниматься как постоянный источник света. Такую частоту называют критической частотой слияния мельканий.

Инерция зрения обуславливает стробоскопический эффект (иллюзия замедления или неподвижности объекта, иллюзия вращения в противоположную сторону). Цвет – это результат аналитической оценки зрением светового потока. Ощущение света возникает в результате отклонения спектра света от нейтрального (дневного) и в нём возникают участки различного спектрального состава (различные длины волн). У людей с нарушенным восприятием цвета предметы кажутся серыми, которые не различают отдельные цвета – дальтонизм. «Куриная слепота» человек теряет зрение с наступлением темноты.

Безопасность глаз обеспечивается веками, ресницами, слёзной жидкостью, но при опасных для глаз условий человек вынужден применять защитные средства, а для лучшего восприятия цвета дополнительно использовать освещение.