Управление безопасностью жизнедеятельности

Механизмы обеспечения безопасности

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции

8.1. Механизмы обеспечения безопасности

8.2. Управление безопасностью жизнедеятельности

8.3. Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

8.3.1.Системы контроля требований безопасности и экологичности.

8.4.Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД

8.5. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

Для создания единой системы государственного обеспечения безопас­ности жизнедеятельности в мировой и отечественной практике используют­ся следующие основные механизмы:

управление безопасностью;

правовое регулирование;

нормирование вредных и опасных факторов;

надзор и контроль за соблюдением правовой базы;

образование, обучение, подготовка кадров;

экономическое регулирование;

информационное обеспечение;

организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Системообразующим фактором является управление безопасностью, остальные механизмы можно рассматривать как ее элементы.

Под управлением безопасностью жизнедеятельности следует понимать организованное воздействие на систему "человек - социально-природно-техногенная среда" с целью достижения ее наименее опасного со­стояния при соблюдении экономической целесообразности и технической достижимости. Другими словами, управлять безопасностью - это осознанно переводить систему "человек - социально-природно-техногенная среда" из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное) с учетом результатов сравнения "затраты-выгоды". При такой интерпретации управления безо­пасностью жизнедеятельности основными этапами управления являются:

1) постановка цели управления, то есть ответе на вопрос: какой конеч­ный результат должен быть достигнут;

2) обоснование количественного показателя, по оценке значений которого будет осуществляться управление;

3) оценка фактического состояния системы и сравнение его с показа­телем, соответствующим достижению цели;

4) выбор способов и создание механизмов для перевода системы из фактического состояния в состояние, соответствующее конечной цели управления;

5) контроль за состоянием системы по мере ее пере­хода из одного состояния в другое.

Процесс управления начинается с выявления и четкого формулирова­ния конечной цели. Цель должна удовлетворять требованиям реальности, предметности, количественной определенности, эффективности, контроли­руемости. Формирование цели - наиболее сложная задача в управлении безопасностью. В качестве такой цели, например, может быть увеличение средней продолжительности жизни населения, или улучшение состояния здоровья населения. На сего­дняшний день в РФ стратегическая цель политики в области безопасности жизнедеятельности пока не сформулирована.

Процесс управления осуществляется по параметрам управления, кото­рые должны быть определяемы количественно. В настоящее время в миро­вой практике в качестве показателя опасности наиболее широко использует­ся понятие риска. В широком смысле риск - это количественная мера опасности. В узком смысле под риском понимается совокупность вероят­ностей нежелательных событий и размеров их последствий (ущерб). Введе­ние понятия риска теоретически позволяет установить шкалу с соответст­вующими единицами измерения, с помощью которой можно измерять раз­личные виды опасности, например, опасности, обусловленные возможными авариями на объектах техносферы, опасности от природных катастроф или опасности в повседневной деятельности людей, и сравнивать степень этих опасностей друг с другом. Вместе с тем, приведенное определение скорее отражает качественное понятие риска и направление, в котором должна раз­виваться теория риска, поскольку в каждом конкретном случае необходимо уточнять, что понимается под нежелательным событием, что представляет собой ущерб и в каких единицах он выражается, как методически корректно оценивать количественные значения риска. Такие задачи решаются сейчас применительно к отдельным сферам безопасности.

Одним из этапов управления является выбор и реализация механизмов для достижения цели. Рассмотрим основные из них.

 

8.3. Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

Правовое регулирование представляет собой совокупность установ­ленных государством правовых норм и возникающих в результате их реа­лизации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности различных объектов и сфер деятельности.

В экономически развитых странах правовая система обеспечения безо­пасности жизнедеятельности складывалась в течение многих лет (некоторым законам более 100 лет) и достаточно хорошо отлажена. За годы ее практиче­ского применения многие правовые документы удалось скоординировать меж­ду собой и отладить механизмы их реализации. Особен­ность отечественной правовой базы в области безопасности жизнедеятельно­сти в целом состоит в том, что она по многим вопросам находится в стадии формирования. Наиболее развита правовая база охраны труда. Однако и в этой сфере безопасности, с переходом к новым экономическим отношениям в обще­стве, ее законодательную составляющую приходится практически всю созда­вать заново. Правовая база экологической безопасности активно формируется в мире с 70-х годов как реакция на неудовлетворительное состояние окружаю­щей среды и внимание общественности к этой проблеме, в России этот про­цесс развивается последние 10-15 лет. Правовая база в области безопасности в чрезвычайных ситуациях сформировалась в РФ течении последних 5-10 лет, закон о промышленной безопасности впервые принят в России только в 1997 году.