Управление безопасностью жизнедеятельности
Механизмы обеспечения безопасности
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План лекции
8.1. Механизмы обеспечения безопасности
8.2. Управление безопасностью жизнедеятельности
8.3. Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.
8.3.1.Системы контроля требований безопасности и экологичности.
8.4.Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД
8.5. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности
Для создания единой системы государственного обеспечения безопасности жизнедеятельности в мировой и отечественной практике используются следующие основные механизмы:
управление безопасностью;
правовое регулирование;
нормирование вредных и опасных факторов;
надзор и контроль за соблюдением правовой базы;
образование, обучение, подготовка кадров;
экономическое регулирование;
информационное обеспечение;
организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.
Системообразующим фактором является управление безопасностью, остальные механизмы можно рассматривать как ее элементы.
Под управлением безопасностью жизнедеятельности следует понимать организованное воздействие на систему "человек - социально-природно-техногенная среда" с целью достижения ее наименее опасного состояния при соблюдении экономической целесообразности и технической достижимости. Другими словами, управлять безопасностью - это осознанно переводить систему "человек - социально-природно-техногенная среда" из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное) с учетом результатов сравнения "затраты-выгоды". При такой интерпретации управления безопасностью жизнедеятельности основными этапами управления являются:
1) постановка цели управления, то есть ответе на вопрос: какой конечный результат должен быть достигнут;
2) обоснование количественного показателя, по оценке значений которого будет осуществляться управление;
3) оценка фактического состояния системы и сравнение его с показателем, соответствующим достижению цели;
4) выбор способов и создание механизмов для перевода системы из фактического состояния в состояние, соответствующее конечной цели управления;
5) контроль за состоянием системы по мере ее перехода из одного состояния в другое.
Процесс управления начинается с выявления и четкого формулирования конечной цели. Цель должна удовлетворять требованиям реальности, предметности, количественной определенности, эффективности, контролируемости. Формирование цели - наиболее сложная задача в управлении безопасностью. В качестве такой цели, например, может быть увеличение средней продолжительности жизни населения, или улучшение состояния здоровья населения. На сегодняшний день в РФ стратегическая цель политики в области безопасности жизнедеятельности пока не сформулирована.
Процесс управления осуществляется по параметрам управления, которые должны быть определяемы количественно. В настоящее время в мировой практике в качестве показателя опасности наиболее широко используется понятие риска. В широком смысле риск - это количественная мера опасности. В узком смысле под риском понимается совокупность вероятностей нежелательных событий и размеров их последствий (ущерб). Введение понятия риска теоретически позволяет установить шкалу с соответствующими единицами измерения, с помощью которой можно измерять различные виды опасности, например, опасности, обусловленные возможными авариями на объектах техносферы, опасности от природных катастроф или опасности в повседневной деятельности людей, и сравнивать степень этих опасностей друг с другом. Вместе с тем, приведенное определение скорее отражает качественное понятие риска и направление, в котором должна развиваться теория риска, поскольку в каждом конкретном случае необходимо уточнять, что понимается под нежелательным событием, что представляет собой ущерб и в каких единицах он выражается, как методически корректно оценивать количественные значения риска. Такие задачи решаются сейчас применительно к отдельным сферам безопасности.
Одним из этапов управления является выбор и реализация механизмов для достижения цели. Рассмотрим основные из них.
8.3. Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.
Правовое регулирование представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности различных объектов и сфер деятельности.
В экономически развитых странах правовая система обеспечения безопасности жизнедеятельности складывалась в течение многих лет (некоторым законам более 100 лет) и достаточно хорошо отлажена. За годы ее практического применения многие правовые документы удалось скоординировать между собой и отладить механизмы их реализации. Особенность отечественной правовой базы в области безопасности жизнедеятельности в целом состоит в том, что она по многим вопросам находится в стадии формирования. Наиболее развита правовая база охраны труда. Однако и в этой сфере безопасности, с переходом к новым экономическим отношениям в обществе, ее законодательную составляющую приходится практически всю создавать заново. Правовая база экологической безопасности активно формируется в мире с 70-х годов как реакция на неудовлетворительное состояние окружающей среды и внимание общественности к этой проблеме, в России этот процесс развивается последние 10-15 лет. Правовая база в области безопасности в чрезвычайных ситуациях сформировалась в РФ течении последних 5-10 лет, закон о промышленной безопасности впервые принят в России только в 1997 году.