Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

 

План лекции:

7.2.1.Единая система предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

7.2.2. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

7.2.3.Ликвидация последствий ЧС.

7.2.4.Прогнозирование и оценка обстановки в ЧС.

 

Правовая защита населения страны от ЧС регулируется Феде­ральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Го­сударственной Думой II ноября 1994 г.

Закон определяет общие для Российской Федерации организаци­онно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов про­изводственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов; органов местного самоуправления, предприятий, учреж­дений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также населения в области защиты населения и террито­рий от ЧС.

Расходы, связанные с реализацией этого закона, покрываются за счет ежегодного выделения на эти цели материальных, финансовых и иных средств федеральными органами исполнительной власти, ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, администрацией предприятия, учреждений и орга­низаций.

Реализация требований закона осуществляется органами испол­нительной власти всех уровней, администрациями всех предприятий, учреждений и организаций, созданными и действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач защи­ты населения и территорий. Законом определены три основных цели:

• предупреждение возникновения и развития ЧС;

• снижение размеров ущерба и жертв от ЧС;

• ликвидация последствий ЧС.

В соответствии с данным законом в РФ функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами уп­равления, силами, техническими средствами и другими материаль­ными ресурсами для того, чтобы защитить население и националь­ное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их последствия.

Основной целью создания этой системы является объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной и представительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учрежде­ний и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и лик­видации последствий ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функци­ональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, охватывающий всю территорию РФ; региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов РФ; территориальный, охватывающий терри­торию местных субъектов РФ; местный, охватывающий территорию города, района, населенного пункта, и объектовый, охватывающий территорию объекта. Основными задачами РСЧС являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм, свя­занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление целевых научно-технических программ, направ­ленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функци­онирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых норм, а также подведомственных им объ­ектов производственного и социального назначения в ЧС;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации пос­ледствий ЧС;

• подготовка населения к действиям при ЧС; » прогнозирование и оценка социально-экономических последст­вий ЧС;

• создание резервов финансирования и материальных средств для ликвидации последствий ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, в том числе непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Органами управления РСЧС являются:

• на федеральном уровне — Министерство РФ по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий (МЧС);

• на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

• на территориальном и местном уровне — органы самоуправ­ления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

• на объектовом уровне — отделы (секторы, специально назна­ченные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным си­туациям.

Органами повседневного управления РСЧС являются: стацио­нарные и подвижные пункты управления; дежурно-диспетчерские службы, оснащенные соответствующими техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и на­ходящиеся в постоянной готовности к работе.

Силы и средства МЧС РФ подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природ­ной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из:

- военизированных и невоенизированных поисково-спасатель­ных и аварийно-восстановительных формирований федеральных ор­ганов исполнительной власти и организаций России;

• учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи;

• формирований службы защиты животных и растений;

• военизированных противоградовых и противолавинных служб;

• соединений и частей войск гражданской обороны РФ;

• подразделений поисково-спасательной службы МЧС РФ;

• соединений и частей радиационной, химической и биологичес­кой защиты и инженерных войск Минобороны России, предназна­ченных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

• военизированных горноспасательных, противофонтанных и га­зоспасательных частей;

• подразделений органов внутренних дел и муниципальной ми­лиции;

• аварийно-технических центров, специализированных отрядов атомных электростанций;

• восстановительных и пожарных поездов МЧС РФ;

• территориальных и объектовых внештатных аварийно-спаса­тельных формирований;

• центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС РФ;

• отрядов и специалистов-добровольцев общественных объеди­нений.