Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
План лекции:
7.2.1.Единая система предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
7.2.2. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
7.2.3.Ликвидация последствий ЧС.
7.2.4.Прогнозирование и оценка обстановки в ЧС.
Правовая защита населения страны от ЧС регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой II ноября 1994 г.
Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов; органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Расходы, связанные с реализацией этого закона, покрываются за счет ежегодного выделения на эти цели материальных, финансовых и иных средств федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, администрацией предприятия, учреждений и организаций.
Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями всех предприятий, учреждений и организаций, созданными и действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач защиты населения и территорий. Законом определены три основных цели:
• предупреждение возникновения и развития ЧС;
• снижение размеров ущерба и жертв от ЧС;
• ликвидация последствий ЧС.
В соответствии с данным законом в РФ функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами, техническими средствами и другими материальными ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их последствия.
Основной целью создания этой системы является объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и представительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, охватывающий всю территорию РФ; региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов РФ; территориальный, охватывающий территорию местных субъектов РФ; местный, охватывающий территорию города, района, населенного пункта, и объектовый, охватывающий территорию объекта. Основными задачами РСЧС являются:
• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
• осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых норм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
• подготовка населения к действиям при ЧС; » прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
• создание резервов финансирования и материальных средств для ликвидации последствий ЧС;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, в том числе непосредственно участвующих в их ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Органами управления РСЧС являются:
• на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
• на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
• на территориальном и местном уровне — органы самоуправления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
• на объектовом уровне — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Органами повседневного управления РСЧС являются: стационарные и подвижные пункты управления; дежурно-диспетчерские службы, оснащенные соответствующими техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и находящиеся в постоянной готовности к работе.
Силы и средства МЧС РФ подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из:
- военизированных и невоенизированных поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
• учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи;
• формирований службы защиты животных и растений;
• военизированных противоградовых и противолавинных служб;
• соединений и частей войск гражданской обороны РФ;
• подразделений поисково-спасательной службы МЧС РФ;
• соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
• военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей;
• подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции;
• аварийно-технических центров, специализированных отрядов атомных электростанций;
• восстановительных и пожарных поездов МЧС РФ;
• территориальных и объектовых внештатных аварийно-спасательных формирований;
• центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС РФ;
• отрядов и специалистов-добровольцев общественных объединений.