Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины

Место БЖД в системе знаний о безопасности человека

БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии станов­ления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содер­жание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках еди­ного курса на основе общих концептуальных теоретических положений бе­зопасности деятельности человека объединяет знания в области "Охраны труда", "Охраны окружающей среды" и "Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безо­пасности в различных ситуативных условиях.

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее :

- единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье : на производстве, вследствие экологических катаст­роф или в результате их совокупного воздействия;

- в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;

- единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предме­та, дает более глубокие мировоззренческие понятия.

БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсиколо­гии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом прием­лемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов):

1) теоретические основы и методология безопасности деятельности чело­века ;

2) производственная (технологическая) безопасность;

3) экологическая безопасность;

4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со сторо­ны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматриватьих в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения и шум будут рассмотрены в разделе "Технологичес­кая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и эколо­гическую безопасность.

Основная цель курса "Безопасность жизнедеятельности" - вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в об­ласти безопасности во всех сферах его деятельности, рассматривая при этом полученное образование как элемент общетехнической культуры спе­циалиста и базис технологий достижения социально обоснованного уровня безопасности.

Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач :

- разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности ;

- формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопас­ности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного бла­гополучия ;

- освоение методик идентификации опасностей на основе системного анализа процессов взаимодействия в системах " Человек - Машина - Окру­жающая среда " с учетом психо-физиологических особенностей жизнедея­тельности ;

- формирование обоснованных подходов к проектированию новой тех­ники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;

- овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных ре­шений в условиях чрезвычайных ситуаций.